Загадочные новогвинейские поющие собаки снова найдены в дикой природе

Звучащий отовсюду заунывный вой новогвинейских поющих собак некогда заполнял непроходимые джунгли и долины острова, но в последние десятилетия дикая популяция этих близких родственников австралийской собаки динго считалась исчезнувшей. И только результаты нового исследования позволяют предположить, что собаки, обитающие рядом с золотым прииском в высокогорье Новой Гвинеи, являются теми самыми поющими собаками. Если это действительно так, то эти псы помогут спасти редкий вид.
Загадочные новогвинейские поющие собаки снова найдены в дикой природе

Точно неизвестно, когда новогвинейские поющие собаки или их предки появились на большом индонезийском острове, лежащем у северного побережья Австралии, но самым ранним свидетельствам существования диких собак динго на «зеленом» континенте около 3500 лет. Многие археологи считают, что рыжевато-коричневые короткошерстные поющие собаки размером чуть больше бордер-колли появились на территории Новой Гвинеи примерно в то же время.

Сегодня в зоопарках и на охраняемых территориях всего мира насчитывается от 200 до 300 особей новогвинейской поющей собаки, однако с 1970-х годов ни одна особь этого вида не встречалась в дикой природе, несмотря на заявления местных жителей о том, что они периодически слышат характерный вой. При этом на территории острова обитает еще одно загадочное псовое – высокогорная гиеновая собака, единственные фотографии которой были сделаны в 1989 и 2012 годах. Чтобы узнать больше об этом таинственном звере, зоолог Джеймс Макинтайр отправился в полевую экспедицию на западную половину острова – туда, где расположен один из самых крупных в мире золотых приисков Грасберг Майн. Именно в ходе той экспедиции Макинтайр и его коллеги сфотографировали и собрали образцы кала 15 высокогорных гиеновых собак, которые выглядели, вели себя и выли в точности как новогвинейские поющие собаки. А два года спустя исследователям удалось поймать трех собак и взять у них образцы крови для анализа.

Ученые секвенировали геном этих трех псовых и сравнили их ядерные ДНК с ДНК 16 выращенных в неволе поющих собак, 25 собак динго и более 1000 собак 161 породы. В результате оказалось, что высокогорные гиеновые собаки и новогвинейские поющие собаки имеют практически идентичный генетический профиль. Оба вида являются близкими родственниками динго и чуть более дальними родственниками других собак Восточной Азии, например, чау-чау, акита-ину и шиба-ину. При этом геном новогвинейских поющих собак вырождается из-за инбридинга (родственного скрещивания), а в геноме гиеновых собак обнаружены частицы генома местных домашних собак. Но в целом обоих животных можно считать одним видом, считает соавтор исследования Илэйн Остандер, генетик из Национального института генома человека США.

Сделанное открытие поможет спасти новогвинейских поющих собак, содержащихся в неволе, ведь годы родственного скрещивания немногих оставшихся особей заставили ученых опасаться, что вскоре вид лишится способности к репродукции. Однако если «разбавить» их геном с помощью генов высокогорных гиеновых собак, это позволит спасти популяцию и внести генетическое разнообразие. Кроме того, дальнейшее изучение генома собак поможет исследователям выяснить, как и почему сформировался их звуковой репертуар, не имеющий аналогов в дикой природе.

Фото: ANANG DIANTO