Учёные выяснили, как геном контролирует «эгоистичные гены»

Элементы нашего генома не всегда идеально «ладят» друг с другом. Существует понятие «эгоистичного гена» — так называются гены, которые направлены только на поддержание собственного распространения и выживаемости. Новое исследование учёных Рочестерского университета демонстрирует эволюционные механизмы, благодаря которым нашему геному удалось взять эти гены под контроль.
Учёные выяснили, как геном контролирует «эгоистичные гены»

Работа специалистов осуществлялась на примере дрозофил, геном которых похож на человеческий. Учёные обнаружили, что каждая дрозофила обладает 5-12 генами мейотического дрейфа в X-хромосомах. Эти гены относятся к «эгоистичным», так как пытаются захватить как можно большую часть генома мушек.

Новые гены назвали Dxl-генами. Они производят белок гистон, взаимодействующий с ещё не созревшими половыми клетками, переносящими Y-хромосомы. После этого клетки отмирают, а Dxl-гены получают больше пространства для распространения. Отсутствие Y-хромосом приводит к тому, что потомство мушек по большей части состоит из самок. Это значит, что деятельность «эгоистичных генов» в конечном счёте может привести к значительному сокращению популяции.

Однако этого не происходит, так как в организме дрозофил вырабатываются своего рода контргены, гены-супрессоры, которые на РНК-уровне вмешиваются в деятельность Dxl и подавляют её.

Исследователи отмечают, что необходимы дальнейшие работы, в рамках которых будет рассмотрено, происходят ли подобные процессы в человеческих генах. Но уже сейчас учёные уверены, что эти механизмы распространения «эгоистичных генов» и их подавления характерны и для многих млекопитающих.

Фото: Wikipedia