Ученые выяснили, как грудное вскармливание укрепляет иммунную систему ребенка

Известно, что грудное вскармливание (ГВ) положительно влияет на здоровье ребенка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе: дети на ГВ меньше подвержены астме, ожирению и аутоиммунными заболеваниями во взрослой жизни по сравнению с теми, кто рос на искусственном вскармливании (ИВ). Однако до недавних пор иммунологические механизмы, лежащие в основе положительного влияния ГВ, были плохо изучены.
Ученые выяснили, как грудное вскармливание укрепляет иммунную систему ребенка

В ходе нового исследования ученым из Бирмингемского университета (Великобритания) впервые удалось обнаружить, что у детей на ГВ в первые три недели жизни быстро растет количество специфических иммунных клеток – регуляторных Т-лимфоцитов, более того – их количество почти в 2 раза выше, чем у детей на ИВ. Эти клетки контролируют иммунную реакцию организма ребенка в ответ на материнские клетки, передаваемые во время кормления, и помогают уменьшить воспаление. В кишечнике детей на ГВ также было повышено количество особых бактерий Veillonella и Gemella, которые поддерживают функционирование регуляторных Т-лимфоцитов.

«Влияние типа вскармливания на развитие иммунитета детей в первые недели жизни ранее не изучалось, – говорит Джергли Толди, автор исследования, консультирующий неонатолог. – Мы надеемся, что результаты нашей работы помогут оптимизировать состав смесей для кормления для тех детей, которые по тем или иным причинам не могут получать материнское молоко и находятся на искусственном вскармливании».

Исследование стало кульминацией уникального трехлетнего проекта по изучению здоровья матерей и их детей: ученые собирали образцы крови и кала у детей при рождении, а также спустя три недели, при этом 16 из 38 новорожденных находились на ГВ, 9 получали смешанное питание, оставшиеся 13 были на ИВ. В дальнейшем исследователи планируют выяснить, как работает этот биологический механизм у больных и недоношенных новорожденных, у которых развились воспалительные осложнения.