Ученые выяснили, что древние масштабные потопы изменяли направление земной коры

Во время последнего крупного ледникового периода огромное количество воды на Земле оказалось запертым в ледниках. Когда она начинала таять, масштабные потопы были в состоянии изменить направление земной коры.
Ученые выяснили, что древние масштабные потопы изменяли направление земной коры

Один из таких древних и масштабных потопов произошел в восточной части современного штата Вашингтон, в районе, известном как Чаннелд-Скаблендс. Следы крупного потопа видны до сих пор. Геологи пытались понять динамические свойства наводнений и выдвинули идею о том, что древние ледники были настолько тяжелыми, что фактически наклоняли земную кору под собой. Когда лед таял и вес становился меньше, земля тоже двигалась, и изменялся ход самого потопа.

Ученые использовали моделирование древних мегапотопов, чтобы проверить, повлияет ли ледниковая изостатическая корректировка (GIA) – прогибы земной коры при образовании и таянии тяжелых глыб льда – на маршрутные потоки и эрозию на двух заметных тропах скэбленда.
«Мы использовали относительно простые, но правдоподобные численные эксперименты, чтобы проверить, могла ли GIA оказать существенное влияние на маршруты наводнений и эрозию для двух крупных троп. С этой целью мы смоделировали GIA для реконструкции этого места в разное время в период наводнений ледникового периода», – отмечают авторы.
До этого времени при реконструкции маршрутов древних наводнений изучались эрозия, разрушение ледяных дамб. Теперь ученые могут обратиться к методам современной топографии, которые позволяют узнать, как именно могли выглядеть эти места в прошлом. Геологи поняли, что важно учитывать влияние тающих ледников на земную кору, что изменяет направление мегапотопа.

Ученые считают, что сильное наводнение в Миссуле произошло примерно от 18 000 до 15 500 лет назад. Ледниковое озеро Миссула образовалось, когда большой кусок Кордильерского ледникового щита запрудил долину Кларк-Форк, за ним копились талые ледниковые воды, которые потом разрушили плотину, что привело к огромному наводнению. Исследователи считают, что деформация земной коры в результате расширения и соприкосновения ледяных щитов могла изменить высоту ландшафта на сотни метров.

В дальнейшем ученые планируют смоделировать наводнения древности с учетом многочисленных факторов, определяющих их направление. При этом будет учитываться важнейшая роль деформации земной коры ледникового периода в процессе прохождения паводков. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.