Почему летучие мыши не болеют переносимыми ими инфекциями?

Ученые из Медицинской школы при университете Сингапура открыли молекулярные механизмы, лежащие в основе удивительной способности летучих мышей не подвергаться воздействию тех инфекций, переносчиками которых они выступают.
Почему летучие мыши не болеют переносимыми ими инфекциями?

SARS-CoV, MERS CoV, вирус Эбола и SARS-CoV-2 — патоген, стоящий за бушующей сегодня коронавирусной пандемией — все эти инфекции могут передаваться не только людьми, но и летучими мышами. Однако сами рукокрылые не испытывают на себе никакого воздействия переносимых ими инфекций. В чем же секрет?

Долгое время механизмы, позволяющие летучим мышам не страдать от недугов, которые они переносят, оставались для науки загадкой. Разгадать тайны иммунной системы летучих мышей — такую задачу поставили перед собой сингапурские ученые в рамках своего недавнего исследования. Ученые пришли к любопытному выводу: у летучих мышей есть уникальные стратегии, позволяющие им предотвращать излишнюю активность иммунной системы. Именно благодаря этой способности они не становятся жертвами переносимых зоонозных инфекций.

Ученые рассмотрели три вида летучих мышей — Pteropus alecto, Eonycteris spelaea и Myotis davidii — и определили ключевые факторы уникального баланса активности белков, ответственных за иммунные реакции и воспалительные процессы у летучих мышей. Этот баланс позволяет рукокрылым переносить зоонозные патогены и при этом не подвергаться их воздействию, предотвращая вредоносные последствия активности иммунной системы, возникающей в ответ на эти патогены.

Один из таких механизмов у летучих мышей — снижение уровня содержания каспазы 1. Этот фермент провоцирует активность одного из цитокинов — интерлейкина 1 бета (IL1β) — белка, вызывающего воспалительную реакцию. Существуют и другие механизмы, обнаруженные учеными, о которых они сообщили в тексте о своем исследовании.

По словам ученых, их открытия являются фундаментальными для науки. Еще большую ценность они приобретают в контексте текущей пандемии, ведь, как уже было сказано выше, летучие мыши переносят и патоген, вызывающий COVID-19. Ученые заключают: имея больше информации о том, как зоонозные инфекции функционируют и передаются в природе, в будущем мы сможем предугадывать распространение этих инфекций и вырабатывать стратегии противодействия им.

фото: Zhu Feng, Duke-NUS Medical School