Ученые пытаются определить глобальную среднюю температуру Земли в прошлом

Для прогнозирования того, как изменится климат Земли в дальнейшем будущем, необходимы точные знания о прошлых климатических условиях нашей планеты. Однако существует проблема: как правило, у ученых есть информация о том, какие температуры исторически имели место в отдельных регионах Земли, но нет полной информации о широкомасштабной температурной картине планеты.
Ученые пытаются определить глобальную среднюю температуру Земли в прошлом

Ученые из Департамента геонаук и исследований окружающей среды недавно опубликовали в журнале Geophysical Research Letters исследование, которое по их мнению поможет сократить разрыв между локальными данными о палеоклимате Земли и более целостной картиной ее прошлых температурных условий.

По словам ученых, важнейшим инструментом для реконструкции глобальных климатических условий Земли являются океаны — имея данные о том, как развивались океаны, можно в точности определить такие показатели климатической истории нашей планеты, как средняя температура на планете и междуширотные температурные градиенты (показатели отличия средней температуры в экваториальной зоне и средней температуры на полюсах). По словам ученых, имея более детальную информацию о междуширотных температурных градиентах Земли в прошлом, мы сможем с большей точностью строить предположения и прогнозы о будущем климате планеты.

Для того, чтобы определить, каким был климат Земли в прошлом, ученые проанализировали химические и биологические следы, сохранившиеся в отложениях на океаническом дне и на суше. Эти следу несут содержат о температурных условиях разных периодов планеты. Полученные данные ученые использовали для того, чтобы точно установить, какие температуры имели поверхности различных океанов и морей в ту или иную эпоху истории Земли.

Одним из основных аспектов исследования была фокусировка на мелководных, частично ограниченные морях, таких как Средиземное и Балтийское моря. Изучив современное состояние этих морей (средние температуры которых являются более низкими по сравнению с температурами океанов), исследователи пришли к выводу, что средняя глобальная температура на Земле в период палеозойской эры (540-250 млн. лет назад) была невероятно высокой.

Несмотря на то, что точных данных о климате нашей планеты в прошлом становится все больше, в научном сообществе не утихают споры о том, какие температуры имели место на Земле в тех или иных локальных участках: полученные в результате использования различных методов анализа данные часто противоречат друг другу. Исследование, проведенное учеными Департамента геонаук и исследований окружающей среды, является шагом к разрешению этих противоречий, ведь ученым удалось создать методологическую рамку, благодаря которой в дальнейшем можно будет получать еще более точные данные о прошлом и будущем Земли.

фото: Syracuse University