Ученые получили самое близкое изображение струи, извергающейся из черной дыры

Недавно группа ученых вошла в историю, опубликовав самое первое изображение тени черной дыры. Теперь у этого открытия есть продолжение — исследователи запечатлели струю, извергнутую сверхмассивной черной дырой.
Ученые получили самое близкое изображение струи, извергающейся из черной дыры

Эта черная дыра находится в самом сердце чрезвычайно яркого квазара 3C279, в пяти миллиардах световых лет от Земли. Квазары — это галактики с колоссальными черными дырами, извергающими интенсивное излучение, когда газ в их аккреционном диске падает к горизонту событий. Недавно опубликованные результаты получены из того же наблюдения, в рамках которого ученые «поймали» черную дыру. Его проводили с использованием телескопа горизонта событий (ТГС) в апреле 2017 года.

Когда материя падает в небытие голодной сверхмассивной черной дыры, его часть, а точнее газ и пыль, ускоряется почти до скорости света. В результате черная дыра извергает струи наиболее быстро распространяющихся частиц во Вселенную. Ученые получили изображение одной из этих струй.

Что их удивило, так это ее форма. Хотя струя должна быть прямой, на фото она выглядит изогнутой при основании. Еще можно увидеть удлиненную структуру, перпендикулярную направлению струи.

«Более подробная информация о свойствах струи, таких как конфигурация магнитного поля и баланс энергии, будет предметом дальнейших исследований», — сказал автор исследования.

Поскольку наблюдения проводились в течение нескольких дней, исследователи смогли различить мелкие изменения, которые возникали при моделировании, но никогда не наблюдались вживую — вращение аккреционного диска и измельчение материала при его падении в черную дыру.

«В прошлом году мы смогли получить первое изображение тени черной дыры, — сказал автор исследования. — Сейчас мы видим неожиданные изменения в форме струи в 3C 279, и мы еще не закончили, это только начало».

Фото: EHT Collaboration/YouTube