Ученые обнаружили связь между диетой, стволовыми клетками кишечника и серьезными заболеваниями

Группа исследователей из Мюнхена выявила связь между диетой и различными заболеваниями кишечника. Проведя ряд экспериментов на мышах, ученые выяснили, насколько негативно влияет на организм диета с высоким содержанием жира и сахара.

Кишечник поддерживает энергетический баланс в организме человека и быстро реагирует на любые изменения в питании за счет клеток, которые всасывают компоненты пищи и выделяют гормоны. Эти клетки обновляются у взрослого человека каждые пять-семь дней, данная способность клеток к обновлению играет ключевую роль в процессе адаптивности пищеварительной системы. Но долгая диета и употребление в пищу продуктов с высоким содержанием сахара и жира нарушают нормальное функционирование кишечника и способствуют развитию не только ожирения, но и диабета второго типа и даже рака желудочно-кишечного тракта.

Молекулярные механизмы в основе этого процесса стали областью исследования ученых из Мюнхенского института имени Гельмгольца и Мюнхенского технического университета. Исследователи предположили, что именно стволовые клетки кишечника играют важную роль в процессе нарушения адаптивности пищеварительной системы. Проведя ряд экспериментов на мышах, ученые изучили влияние диеты с высоким содержанием жира и сахара. Группа ученых изучила 27 000 клеток кишечника мышей из контрольной группы и мышей, питание которых было с высоким содержанием сахара и жира, и обнаружила, что у мышей на такой нездоровой диете стволовые клетки кишечника делятся значительно быстрее.

«Диета действительно влияет на метаболическую систему, что приводит к чрезмерному росту кишечных стволовых клеток и, в конечном счете, к повышенному риску развития рака желудочно-кишечного тракта», – считает руководитель исследования Аника Бёттхер.

Кроме того, исследователи изучили редкие типы клеток в кишечнике, среди которых – клетки, секретирующие гормоны. Результаты наблюдений показывают, что нездоровое питание приводит к уменьшению количества клеток, продуцирующих серотонин. Это приводит к инертности кишечника, повышенному аппетиту, что напрямую способствует увеличению веса.

Это исследование помогает глубже понять механизм заболеваний, связанных с высококалорийной диетой. Результаты наблюдений имеют важное значение для разработки неинвазивных методов лечения. Новые методы лечения могут быть связаны с гормональным уровнем и регулированием серотонина до определенного уровня. Ученые планируют продолжить свое исследование, чтобы изучить этот и другие подходы.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Metabolism.

Фото: Helmholtz Munich / Anika Böttcher.