Цивилизация с усами

Недавно дизайнер «ММ» шла на работу, и дорогу ей перебежала большая крыса. Суеверий насчет крысы, переходящей дорогу в неположенном месте, у дизайнера нет, но отвращение и страх заняли ее сознание на пару секунд. Однако крысы – довольно умные, сообразительные и несправедливо обиженные животные. После прочтения этой статьи дизайнер, вероятно, изменит свое мнение. А может, и вы.
Цивилизация с усами

Социальные лифты у крыс

Крысы живут везде – в метро, которым вы добираетесь на работу, в подвале вашего дома и под канализационными люками на вашем пути в магазин. Родиной семейства Rattus принято считать восточный Китай, где их, в отличие от других культур, обожествляли и уважали. Из Китая они вместе с торговыми караванами распространились вдоль Великого шелкового пути и около 1500 года объявились в Европе. В старинных европейских городах они быстро освоились и заняли все подвалы и свалки. Второй претендент на звание отчизны крыс – Индия, откуда они с появлением мирового судоходства начали мигрировать по планете. Воссоединение китайских и индийских сородичей, по предварительной версии ученых, случилось в Сибири, во время строительства Сибирской железной дороги в конце XIX века. Сегодня крысы живут на всех континентах, кроме Антарктиды, и уж точно во всех странах и городах. Америку эти грызуны колонизировали ближе к 1750 году, приплыв в Новый Свет на кораблях. Серая крыса (Rattus norvegicus), будучи самым синантропным (связанным с человеком) видом, переселялась и осваивала новые земли одновременно с людьми в течение последних 260 лет, уверены историки и археологи.

Приспособив под себя жилища, дикие крысы привыкли к жизни в окружении двуногих. В крысином обществе царят иерархия и ряд нерушимых правил, и каждая крыса выполняет строго отведенную ей роль. Вожаки управляют стаей и живут за счет достижений других особей, разведчики первыми пробуют еду, чтобы обнаружить яд, исследуют новые места, ищут капканы и мышеловки.

Крысиная иерархия – сложный социальный механизм. Самый знаменитый случай изучения крысиной «социальной лестницы» – эксперименты с крысами-ныряльщиками, проведенные в 1989 году биологом Дидье Дезором (Didier Desor) из университета Нанси (Франция). Изначально он хотел узнать, насколько крысы хороши в плавании, но что-то пошло не так. Шесть особей поместили в клетку с единственным выходом – в бассейн. На другом его конце стояла кормушка с едой, но съесть ее можно было, только переплыв бассейн и вернувшись в общую клетку. Вместо того чтобы дружно отправиться за лакомством, крысы распределили между собой роли. В клетке появились два эксплуататора-грабителя, которые сами не добывали еду, а заставляли двух эксплуатируемых крыс добывать еду для всех. Также в клетке появился один независимый крыс, обслуживающий себя сам, и одна не плавающая «белая ворона». Когда две эксплуатируемых крысы возвращались с едой, доминанты били их и забирали всю добычу. Сначала ели они, потом сами пловцы, а крошки доставались крысе-одиночке. Независимый крыс ел добытое сам, и его никто не трогал.

Дезор проводил свои эксперименты на протяжении нескольких месяцев. Фото: filmdechercheur-test.inist.fr

Ученые увеличили число клеток до 20, и в каждой произошло то же самое. После трех месяцев эксперимента в одну клетку поместили шесть эксплуатируемых. Устроив драку, крысы снова разделили роли – выяснилось, что в новых условиях «рабы» способны занимать доминирующее положение, и их бывшая роль не является «врожденной». Такой же результат был после поселения в одной клетке шести эксплуататоров: двое из них, хоть и долго сопротивлялись новому амплуа и в среднем полтора часа отказывались нырять за едой, все же сдались и поплыли. Шесть автономов и шесть «белых ворон» сделали то же самое – независимо от прошлого социального статуса крысы в вынужденных обстоятельствах давали друг другу новые роли.

Самый мощный результат получился, когда Дезор поместил в одну огромную клетку 200 крыс. Они дрались всю ночь, а наутро ученые обнаружили три мертвых тела. Вывод – крысы не любят чужаков, и чем больше крыс в одном месте, тем более жестокими они становятся по отношению друг к другу. Были некоторые отличия: в большой клетке эксплуататоры завели заместителей, которые вместо них управляли группой и поддерживали тоталитарный режим. Успокоительные препараты снижали агрессивность и активность крысы и переводили ее в касту работников. Ученые, однако, считают, что даже жестокие крысы-грабители могут оказаться полезны для популяции – при решении серьезных задач в будущем, например.

Другой крысовед, американский биолог Роберт Cапольски (Robert Sapolsky), не один год изучал поведение лабораторных крыс и выяснил, что альфа-самцы, заставляющие других приносить им еду, могут поплатиться за это здоровьем. В группе из нескольких особей доминирующие крысы отбирали у слабых еду, которую те приносили с помоек из городов. И они же были единственными, кто вскоре заболевал туберкулезом. Остальные оставались здоровыми, просто потому что им не досталось огрызков.

Своих в обиду не дают

Крысы живут группами, чтобы лучше адаптироваться к условиям среды, – это эволюционная черта многих животных. Кто-то живет парами, кто-то семьями, а крысы создали полноценный социум. В большой группе меньше рисков, меньше возможностей встретить врага, который тебя убьет, и больше шансов вовремя заметить опасность. Из недостатков – труднее достать еду, и конкуренция за нее выше, а если кто-то заболел, вероятность заражения других особей намного больше. Своих от чужих крысы отличают уже через несколько дней после рождения – детеныш всегда возвращается в свое гнездо, к братьям и сестрам.

Самцы уже в 6–8 месяцев владеют собственной территорией и «приданым» в виде еды, материала для постройки гнезд и других запасов. У крыс патриархат: встретив самку, самец берет на себя роль главы семьи. Он активно исследует местность, ищет пищу и приносит ее домой. Самка, выбрав себе партнера на долгую и счастливую жизнь, заботится о потомстве и хранит домашний очаг.

Некоторые этологи считают, что в крысиной стае есть ядро, куда входит несколько «должностей». Это доминанты, управляющие другими, – обычно это самые физически сильные самцы. Субдоминанты, которые заменяют главарей и мечтают занять их место. И «разведчики», которые пробуют пищу маленькими порциями, чтобы почуять яд и предупредить о нем остальных. Если отравится разведчик, стая не будет есть эту пищу. Трупы «разведчиков» хоронят, закапывая или погребая под чем-то, чтобы исключить возможность отравления или заражения. Отравленные приманки и капканы тоже могут оказаться под слоем земли, чтобы не навредить клану.

Если крыса способна привыкнуть к новой роли и статусу в обществе, то и неожиданные условия вроде места, погоды и климата – не проблема. Крысы греют друг друга собственным теплом и способны размножаться даже при –17 градусах. Взаимовыручка вполне характерна для этих грызунов. Совместные спецоперации по добыче еды, как в мультфильме «Рататуй», они не проворачивают, но известны случаи, когда пасюки (серые крысы) выгрызали доброкачественные опухоли у своих сородичей или освобождали их, прогрызая прутья клетки. Самки нередко сообща выращивают потомство, кормят и своих, и чужих детей, поэтому, когда чья-то мать погибает, ребенок без присмотра, заботы и пищи не остается.

Рэтмены – новые супергерои

Их главное оружие – зубы. Во рту у крысы 16 коренных зубов, из которых два постоянно (!) растут и способны развить давление 500 кг/см2, чтобы перемолоть металл или бетон. Крысы обладают способностью размножаться везде и всюду – самка достигает половой зрелости через шесть недель после рождения и может приносить до 20 детенышей за раз, а беременность длится всего около 20 дней. А в периоды дератизации (избавление от грызунов химическим способом) у крыс запускается механизм регуляции численности популяции, чтобы компенсировать потери. Они начинают спариваться намного чаще и приносить больше потомства.

Крысы всеядны, и покушать они очень любят. Вкусовых рецепторов у них в 10 раз больше, чем у нас, и не только на языке, но и в самой передней части рта, перед диастемой – промежутком между резцами. Именно это помогает крысам вовремя понять, что пища отравлена, и выплюнуть ее, не проглотив.

Фото: rebanas.com; www.dkfindout.com

Друг друга крысы узнают по запаху – их обонятельные луковицы очень хорошо развиты. Территорию метят мочой и, понюхав чужую метку, могут определить возраст крысы, которая ее оставила, пол, принадлежность к стае и другую важную информацию. Мордочка крысы усеяна длинными вибриссами, которые помогают осязать – не только «ощупывать» предметы, но и ощущать температуру воздуха, направление ветра. Крысы слышат любые звуки – их ухо способно воспринимать шум частотой до 40 кГц (человеческое – до 16–18 кГц). Между собой они общаются с помощью еле различимых писков, так же они обращаются и к человеку. А вот со зрением не очень – во-первых, угол зрения лишь 16°, из-за чего крысы постоянно вертят головой по сторонам. А во-вторых, эти грызуны воспринимают только голубовато-зеленую часть спектра света и видят все в сером цвете. Издалека они различают только контуры предмета, а чтобы хорошо его рассмотреть, им придется приблизиться до расстояния полуметра.

Самое уязвимое место крысы – ее хвост. Атакуют в первую очередь его, из-за чего он всегда в ссадинах, ранах и шрамах. За хвост крыс цепляют их главные враги – филины, куницы, лисы и другие хищники. В ответ крысы проявляют агрессию, причем многими способами. Соперников они могут отталкивать от еды, кусать, преследовать и атаковать. Когда крыса злится, она скрежещет зубами – этот очень громкий звук часто сопровождает стрессовые ситуации, например, когда ожидается серьезная драка. На человека крыса тоже может «рычать», если видит в нем опасность и угрозу, но обычно лишь пищит.

При встрече с недоброжелательным усатым незнакомцем крыса ощетинивается. Это происходит неконтролируемо – центральная нервная система грызуна в условиях сильного физического или психического напряжения заставляет шерсть «вставать дыбом», в первую очередь поднимая волосы на спине. В такие моменты крыса становится намного больше в размерах – это эволюционный механизм, своеобразная попытка запугать врага, которая осталась и у нас в виде мурашек. Крысоводы по тому, гладкая или взъерошенная шерстка у крыс, понимают, резвятся они или у них серьезный конфликт. Во время драки крысы нападают боком – расставляют лапы, опускают голову, горбят спину и резкими боковыми прыжками атакуют противника, чтобы сбить его с ног. «Боксерский» поединок может продолжаться долго – крысы будут кружить друг перед другом, пытаясь укусить. Победа останется за тем, кто повалит соперника и не даст ему встать.

Еще один крысиный способ показать, кто тут хозяин, – груминг. Обычно такое поведение демонстрируют вожаки и альфа-самцы – крыса «чистит» другую особь в области шеи. Причем не вылизывая, а выкусывая шерсть. Видеосъемки в режиме «слоу-мо» показали, что во время груминга крыса зажимает между зубов не только шерсть, но и кожу.

Зоологам известно около 550 видов крыс, незначительно отличающихся окраской, размерами и привычками. В России, в основном, живут серая и черная крысы.

В длину крыса достигает от 13 до 30 см, а ее хвост может быть такой же длины! Масса современной крысы – около 0,7 кг. Но так было не всегда! Судя по окаменелостям, найденным палеонтологами из Австралийского национального университета в Восточном Тиморе, предки современных крыс были размером с небольшую собаку и весили около 5 кг. Как говорит автор открытия Джульен Луйс (Julien Louys), люди их ели – у некоторых фрагментов были надрезы и ожоги. Судя по возрасту останков, животные существовали около 47 тыс. лет назад.

Археолог сравнивает найденную ископаемую челюсть с челюстью современной крысы. Разница впечатляющая. Фото: STUART HAY, ANU, nos.nl

Крысы умеют выходить из сложных ситуаций. Например, как стащить яйцо из корзины и не разбить? Одна обхватывает его передними лапами, а вторая за хвост тянет ее в нору. А если им хочется сметанки или масла, но есть риск свалиться в емкость c лакомством, крыса опускает в нее хвост, потом вынимает, а другие его облизывают и радуются жизни.

Крысы помогают не только друг другу, но и нам, людям – лабораторные грызуны стали помощниками ученых во многих научных открытиях. И в распространении чумы виноваты не они, а человеческие блохи, вши и антисанитария. Поэтому не только дизайнеру «ММ» нужно пересмотреть свои взгляды на усатых – это нужно сделать нам всем.

Фото: www.theglobeandmail.com