Целебный эффект бактериального токсина

Вещество, содержащееся в бактерии Staphylococcus aureus, не только повреждает клетки, но и стимулирует регенерацию тканей.
Целебный эффект бактериального токсина

На коже и слизистых оболочках верхних дыхательных путей каждого четвертого жителя планеты обитают миллионы представителей вида Staphylococcus aureus – одного из множества безобидных организмов, которые можно найти на человеческом теле. Однако иногда безвредная бактерия превращается в болезнетворную и становится причиной воспаления кожи и легочных инфекций, а в наиболее серьезных случаях – даже сепсиса.

«Это происходит при быстром размножении бактерий, например, когда иммунная система человека ослаблена инфекцией или травмой», – говорит профессор фармакохимии Оливер Верц из Йенского университета (Германия).

Верц и его команда изучали молекулярные защитные механизмы иммунной системы человека, которые помогают бороться с инфекциями, вызванными Staphylococcus aureus, когда сделали неожиданное открытие. Оказалось, что ядовитый «коктейль», которым бактерия поражает клетки и ткани, имеет и положительный эффект – определенные иммунные клетки под воздействием бактериального токсина вырабатывают специальные вещества-трансмиттеры, которые помогают снижать воспаление и способствуют регенерации тканей. Ученые надеются, что этот неизвестный до сих пор механизм в будущем поможет в лечении кожных воспалений и хронических ран.

В своем исследовании международная команда специалистов изучала бактериальный токсин гемолизин и его влияние на макрофаги фенотипа М2 – иммунные клетки, которые на последних стадиях воспалительной реакции отвечают за уничтожение бактерий, удаление поврежденных клеточных компонентов и регенерацию тканей. Исследователи выяснили, что гемолизин связывается со специфическими рецепторами белков на поверхности макрофагов М2, что провоцирует выработку противовоспалительных веществ в клетках и ведет к устранению воспаления. В ходе исследования ученым также удалось продемонстрировать на животных моделях, что эти трансмиттеры, включающие в себя резольвины, марезины и протектины, которые формируются из омега-3 жирных кислот, способствуют регенерации тканей.

Фото: Jens Meyer (University of Jena)