Стресс действительно может быть причиной бесплодия

В ходе лабораторных испытаний авторы нового исследования подтвердили, что популяция нейронов RFRP, расположенная у основания мозга, активируется в стрессовых ситуациях и подавляет работу репродуктивной системы.
Стресс действительно может быть причиной бесплодия

По словам профессора Грега Андерсона из Центра нейроэндокринологии Университета Отаго (Новая Зеландия), открытие удалось сделать благодаря прогрессу в нейробиологии в последние годы, в частности – благодаря контролю активности отдельной группы нейронов, что позволяет заглушать или «пробуждать» их и наблюдать за последствиями. С помощью передовых трансгенных технологий исследователи показали, что повышение активности нейронов RFRP приводит к подавлению выработки половых гормонов – схожим образом с тем, как это происходит при стрессе и под влиянием гормона стресса кортизола.

«Удивительно, но когда мы применили кортизол для подавления половых гормонов, но при этом заглушили работу RFRP, репродуктивная система продолжала функционировать, как будто кортизола и вовсе не было. Это значит, что именно нейроны RFRP – ключевой фактор вызванного стрессом подавления процесса воспроизводства», – говорит Андерсон.

Профессор Андерсон занимается изучением роли нейронов RFRP в контролировании фертильности у млекопитающих на протяжении почти 10 лет. Изначально он пытался выяснить, могут ли эти нейроны, расположенные у основания мозга, быть причиной подавления фертильности в условиях хронического стресса – на эту мысль его натолкнули исследования, показавшие, что RFRP активируются во время стресса.

«Давно известно, что, например, кортизол участвует в подавлении фертильности, однако также известно и то, что клетки мозга, контролирующие работу репродуктивной системы, неспособны реагировать на кортизол. Где-то здесь было недостающее звено», – комментирует Андерсон.

В ходе лабораторных испытаний исследователям удалось выяснить, что нейроны RFRP и есть то самое недостающее звено между стрессом и бесплодием. Они активируются в стрессовой ситуации, вероятно, улавливая повышенный уровень кортизола, а затем подавляют работу репродуктивной системы. Причем у особей женского пола эта связь выражена наиболее сильно. Сделанное открытие позволит разработать препараты для лечения бесплодия, основанные на блокировке нейронов RFRP. Что самое интересное – такие препараты могут вообще не иметь побочных эффектов, учитывая все, что известно науке о работе этих нейронов. Более того, подобные препараты уже существуют, но они пока не одобрены к применению у людей и, вероятно, требуют оптимизации.

Фото: Janco Ferlic/ Unsplash