Швейцарские учёные разработали уникальный биодеградируемый стент для дыхательный путей

Он растворяется в организме спустя шесть-семь недель и без каких-либо проблем адаптируется к индивидуальным особенностям каждого пациента.
Группа исследователей из нескольких университетов Швейцарии разработала новый перспективный вид биодеградируемого стента для дыхательных путей. Как утверждается, его можно адаптировать под каждого пациента. Описание разработки опубликовал научный журнал Science Advances.
Известно, что сегодня установка стента, или специальной конструкции, предназначенной для расширения участков органов, суженных патологическими процессами, часто становится необходимой процедурой в случае повреждения трахеи или главных бронхов. Обычно такие временные имплантаты изготавливают либо из силикона, либо из металла, после чего их приходиться удалять хирургическим путём.
Помимо необходимости физического вмешательства для удаления стента, ещё одной проблемой в их использовании являются материалы и их слабая адаптивность. Так, извлечение металлических стентов часто становится затруднительным из-за устойчивости их конструкции, в то время как силиконовые модели часто «сползают» в сторону от места их размещения. Чтобы решить комплекс проблем, связанных с современными имплантатами такого вида, учёные из Швейцарской высшей технической школы Цюриха в партнёрстве с представителями Цюрихского университета и Университетской клиники Цюриха разработали адаптируемый и биодеградируемый стент дыхательных путей из биосовместимого силикона.
В качестве первого шага к процедуре создания имплантата исследователи решили использовать компьютерную томографию трахеи пациента. Используя полученные фотографии, учёные сгенерировали адаптированную под горло конкретного человека 3D-модель стента, которую затем распечатали с помощью процесса, известного как цифровая обработка света (DLP). Этот метод включает в себя излучение ультрафиолетового света в прозрачный чан с фоточувствительной смолой, в результате чего определенные части этой смолы начинают полимеризоваться в твердое вещество.
В результате опыта учёные создали достаточно гибкий и простой в установке стент, который, как показали эксперименты на кроликах, безвредно поглощается организмом через шесть-семь недель после установки. В состав полимера имплантата вошли частицы золота, что позволило исследователям визуально отслеживать стент с помощью обычной медицинской технологии визуализации.
«Эта многообещающая разработка открывает перспективы для быстрого производства индивидуальных медицинских имплантатов и устройств, которые должны быть очень точными, эластичными и разлагаемыми в организме», – прокомментировал результаты исследования Жан-Кристоф Леру, профессор кафедры рецептуры и доставки лекарственных средств в Швейцарской высшей технической школе Цюриха.
В настоящее время учёные исследуют методы масштабирования процесса для клинического использования новых имплантатов на людях, что, по их словам, уже является лишь вопросом времени. Дальнейшие исследования специалистов будут сосредоточены на том, чтобы сделать установку стентов как можно более щадящей.
Фото: ETH Zurich