Риск развития аутизма поможет определить неонатальный иммунный маркер

Результаты нового исследования говорят о том, что одним из способов выявления риска развития расстройств аутического спектра (РАС) на как можно более ранней стадии может стать измерение уровня определенных иммунных маркеров.
Риск развития аутизма поможет определить неонатальный иммунный маркер

Причины появления расстройств аутического спектра, включая генетические и факторы окружающей среды, до сих пор изучены не до конца. В предыдущих исследованиях было показано, что серьезное инфекционное заболевание матери во время беременности повышает риск РАС у потомства как людей, так и животных. Авторы нового исследования, проведенного Каролинским институтом (Швеция) и опубликованного в журнале Biological Psychiatry, обнаружили связь между риском развития РАС и уровнем определенного иммунного маркера, который измеряется при рождении: очень высокие или очень низкие его показатели говорят о повышенном риске, а средние – о наименее низком.

«Мы изучали так называемые острофазные белки, которые являются частью врожденной иммунной системы и служат первой линией защиты против инфекций. Они постоянно «мониторят» наш организм в поисках признаков вторжения, – говорит Рени Гарднер, ведущий автор исследования. – Эти молекулы все время циркулируют в кровотоке, и их количество быстро растет, если заражение произошло».

Исследователи изучили образцы крови новорожденных, половине из которых впоследствии был поставлен диагноз РАС, а оставшиеся были здоровы (примерно по 1 000 детей в каждой группе). Оказалось, что наибольший риск развития РАС был у детей с высоким уровнем классического маркера воспаления – С-реактивного белка. При этом наименьший риск возникновения РАС наблюдался у детей со средним уровнем этого белка.

«Получается, что слишком высокий уровень воспаления – это плохо для развивающегося мозга так же, как и слишком низкий», – комментирует доктор Гарднер.

Во второй части исследования авторы сравнили уровень иммуноглобулина при рождении у детей с РАС и их братьев и сестер без РАС – у последних наблюдался более высокий уровень иммунных маркеров. По словам ученых, это весьма интересно, принимая во внимание тот факт, что почти половина ДНК у сиблингов одинаковая, а условия развития в материнской утробе и в первые дни жизни также схожи.

Еще одним открытием стало обнаружение связи между риском развития РАС и материнской анемией, то есть дефицитом железа: среди детей матерей с анемией наиболее защищенными от аутизма были те, в крови которых наблюдался самый высокий уровень железосвязывающего белка ферритина. Это может говорить о важности уровня железа в организме для развития мозга, а также объяснить связанный с анемией риск возникновения нарушений нервно-психического развития.