Обнаружен загадочный «ген в гене» в вирусе SARS-CoV-2

Исследователям удалось найти таинственный ген в генетическом коде коронавируса SARS-CoV-2 – сегмент генома, буквально спрятанный от глаз и остававшийся незамеченный вплоть до сегодняшнего дня.
Обнаружен загадочный «ген в гене» в вирусе SARS-CoV-2

Ген, получивший название ORF3d – образец так называемого перекрывающегося гена, то есть «гена в гене», удачно спрятанного среди нуклеотидов.

«С точки зрения размера генома, SARS-CoV-2 и его родственники – одни из самых длинных существующих РНК-вирусов, – говорит биоинформатик Чейз Нельсон из Американского музея естественной истории. – Возможно, из-за этого они чаще, чем другие РНК-вирусы, совершают «генетические трюки».
Вообще, у вирусов довольно часто встречаются перекрывающиеся гены, поэтому само по себе их открытие в новом коронавирусе не удивительно. Однако их довольно сложно найти в нуклеотидной последовательности, поскольку системы сканирования генома часто пропускают их, «проходя» через генетический код, ведь они запрограммированы на поиск индивидуальных генов. В случае с вирусами типа SARS-CoV-2 это может стать причиной появления слепого пятна. Сегодня ученые всего мира стараются узнать как можно больше о вирусе, спровоцировавшем глобальную пандемию, и хотя некоторые аспекты его генетического профиля уже известны (например, что он не был сделан искусственно в лаборатории), слишком многое еще предстоит выяснить.
«Не найденные пока перекрывающиеся гены оставляют незамеченными важные аспекты биологии вируса, – комментирует Нельсон. – Они могут отвечать за распространение вируса, его быструю репликацию или подавление иммунитета хозяина».
Пока что исследователям удалось выяснить, что ORF3d был известен ранее, но только в одном варианте коронавируса, который поражает обитающих в Гуанси панголинов. Кроме того, раньше он был неверно классифицирован как ген ORF3b, присутствующий у других коронавирусов, включая SARS-CoV.
«Но два этих гена – не родственные и кодируют совершенно разные белки», – объясняет Нельсон.
Точно известно о ORF3d то, что он вызывает сильную гуморальную иммунную реакцию. Провоцирует ли он также выработку Т-клеток и какую еще цель он может преследовать – пока остается загадкой. Ген может быть относительно неопасным, а может и нет. По словам авторов исследования, маловероятно, что ORF3d будет обнаружен Т-клеточной иммунной реакцией в отличие от гуморальной (связанной с выработкой антител). Но одно можно сказать точно: обнаружение нового гена у вируса, в котором пока известно всего лишь 15 генов, – это невероятно важное открытие. Насколько важное – предстоит разобраться в ближайшее время.

Фото: NIAID