Разработан биолюминесцентный маркер, отслеживающий восстановительные процессы в клетках

Исследователи из Массачусетской больницы общего профиля и Академии Синика в Тайване создали первый в своем роде биолюминесцентный маркер, благодаря которому можно отслеживать процесс репарации двухцепочечного разрыва ДНК в клетках в естественных условиях.

Репарация ДНК после двухцепочечного разрыва — процесс, необходимый для поддержания геномной целостности и жизнеспособности клеток. Этот процесс также играет важную роль в терапии рака, которая часто включает в себя химиорадиотерапию, что и может являться причиной двухцепочечного разрыва ДНК.

Клетки способны отвечать на повреждение ДНК и снижать количество клеток, погибших в результате двухцепочечного разрыва. Проблема в том, что раковые клетки также способны осуществлять ответ на двухцепочечное повреждение ДНК (повреждения происходят в ходе противораковой терапии), что делает раковые клетки резистентными к терапии. Исследователи решили узнать об этих процессах больше.

Для этого они разработали специальный биолюминесцентный маркер, благодаря которому можно напрямую в естественных условиях отслеживать молекулы клеток. С помощью ферментов люцифераза, вызывающих люминесценцию, маркер может отследить разные типы путей репарации ДНК после двухцепочечного повреждения. Эти типы — репарация, направляемая гомологией и негомологичное соединение концов. Эти два пути репарации — основные.

Авторы исследования уже успешно опробовали новый биолюминесцентный маркер на практике. Сейчас с помощью своего изобретения они изучают раковые клетки для того, чтобы разработать методы повышения чувствительности этих клеток для химиорадиотерапии.

Исследование было опубликовано онлайн в журнале Nucleic Acids Research.

фото: CC0 Public Domain