Препарат для лечения ВИЧ предотвращает возникновение основной причины потери зрения

Неожиданное открытие переворачивает фундаментальные представления о ДНК: ученые определили группу препаратов, которые могут остановить развитие слепоты.

Нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (NRTI) широко применяются для лечения ВИЧ, однако авторы недавнего исследования обнаружили, что они также могут быть эффективны в отношении сухой макулодистрофии, хотя вирус и не является причиной возникновения этого заболевания. Анализ четырех различных баз данных медицинского страхования позволяет предположить, что люди, принимающие NRTI, имеют существенно меньший риск развития макулодистрофии – одной из главных причин потери зрения.

«Сниженный риск был представлен во всех базах данных, каждая из которых включала миллионы пациентов, – комментирует Джайякришна Амбати, ведущий специалист по макулодистрофии из Медицинской школы Виргинского университета. – Сделанное открытие дает надежду на разработку первого в мире препарата для лечения болезни, приводящей к слепоте».

Кроме того, результаты исследования буквально переворачивают устоявшиеся представления о ДНК – впервые было показано, что она может формироваться в цитоплазме клетки, то есть за пределами клеточного ядра. Alu-повторы (короткие последовательности ДНК) в цитоплазме играют роль в развитии макулодистрофии, вероятно, уничтожая важный слой клеток, которые формируют сетчатку. На основании этого открытия ученые решили выяснить, какие препараты блокируют Alu-повторы, чтобы узнать, возможно ли предотвращение потери зрения. Проанализировав базы данных медицинского страхования США, которые содержали информацию о более чем 100 миллионах пациентов за два десятилетия, исследователи обнаружили, что у людей, принимавших NRTI, почти на 40% был снижен риск развития сухой макулодистрофии.

Дальнейшие исследования помогут выяснить, предотвращают ли NRTI или их более безопасные производные потерю зрения в результате заболевания. К слову, ранее Амбати удалось доказать, что NRTI также могут предотвращать развитие сахарного диабета.