Представлен новый метод по борьбе с устойчивостью к антибиотикам у опасных бактерий

Исследователи из Техасского университета в Остине нашли новый способ ослабления устойчивости к антибиотикам у бактерий, вызывающих заболевания человека, среди которых пневмония, кишечные инфекции.

По оценкам ученых, устойчивость к противомикробным препаратам является непосредственной причиной по меньшей мере 1,27 миллиона смертей во всем мире в 2019 году, что делает устойчивость к антибиотикам одной из основных причин смертности. Бактерии становятся все более устойчивыми к разным антибиотикам, именно поэтому исследователи пытаются сделать бактерии вновь уязвимыми, чтобы препараты начали действовать на них.

Ученые исследовали такие бактерии, как Pseudomonas aeruginosa (Синегнойная палочка), Escherichia coli (кишечная палочка) , Klebsiella pneumoniae (палочка Фридлендера). Исследователям удалось сделать бактерии вновь уязвимыми. Для этого нужно было подавить определенный белок, который управляет формированием способности к сопротивлению внутри бактерий.

Отмечается, что устойчивые к антибиотикам бактерии имеют множество различных белков, которые нейтрализуют антибиотики. Для правильного функционирования эти белки должны быть сложены в определенные формы. Было обнаружено, что за этот процесс отвечает белок, который называется DsbA. Ученые ингибировали DsbA с помощью химических веществ, которые нельзя использовать непосредственно при лечении пациентов. Затем команда планирует разрабатывать ингибиторы, которые смогут достичь такого же результата и безопасно использоваться у людей. Цель ученых – объединить ингибитор DsbA с существующими антибиотиками, чтобы восстановить способность препаратов убивать бактерии. Такой подход сделает сделает неэффективными несколько типов белков, критически важных для устойчивости бактерий к лекарствам.

«Поскольку открытие новых антибиотиков является сложной задачей, крайне важно разработать способы продления срока службы существующих противомикробных препаратов. Наши результаты показывают, что, воздействуя на образование дисульфидных связей и сворачивание белков, можно лишить устойчивости к антибиотикам нескольких основных бактерий», – отмечают авторы.

В дальнейшем разработка клинически полезных ингибиторов DsbA может способствовать появлению способа лечения устойчивых инфекций с помощью доступных в настоящее время антибиотиков. Исследование появилось журнале eLife.

Фото: Nikol Kadeřábková.