Пауки покрывают паутину нейротоксинами, которые могут обездвижить и даже убить добычу

Паутина изготовлена из одного из самых прочных известных природных материалов. Она легче, но в пять раз прочнее стали. Шелк паука липкий и впечатляюще эластичный. Казалось бы, этих качеств достаточно, чтобы поймать добычу, но, согласно результатам нового исследования, ко всему вышеперечисленному пауки наносят на свои сети нейротоксины.

Золотые пауки-ткачи (Trichonephila antipodiana) относятся к роду пауков, плетущих самые большие паутины. Они создают светящуюся золотым сеть диаметром один-два метра. Они не агрессивны и, хотя их укусы могут вызывать некоторый дискомфорт, они безвредны для человека.

Еще в 2011 году ученые выяснили, что золотые пауки-ткачи из Азии и Австралии покрывают свои сети химическим веществом, чтобы к ним не приближались нежелательные гости. Пирролидон отпугивает моль, гусениц и муравьев. Но беспокоятся об этом только крупные пауки, которые плетут достаточно толстые сети. Более мелкие пауки, чьи сети слишком хрупкие, чтобы выдержать муравьев, не используют эти химикаты.

Пауки-ткачи могут иметь до семи типов желез, производящих шелк. Недавно молекулярный биолог Фансьеле Грего Эстевес из Университета штата Сан-Паулу и его коллеги изучили молекулы, которые выделяются из продуцирующих шелк желез T. clavipes. Они проанализировали содержимое всех семи типов желез и обнаружили ряд нейротоксиноподобных белков, похожих на те, что содержатся в яде пауков.

После выхода из паучьих желез эти токсины висят на шелке в виде капель липкого масла, в основном состоящего из жирных кислот. Команда ученых проверила эти вещества, смытые с шелковой сети, на пчелах Apis mellifera и выяснила, что они парализуют и даже могут убить добычу паука. Жирные кислоты позволяют токсинам проникать в организм жертвы, поскольку разрушают восковой защитный слой кутикулы пчелы.

Полученные данные говорят о том, что паутины служат не только ловушкой, но и могут выполнять энергоемкую работу по обездвиживанию и, возможно, убийству добычи.
Фото: Kryssia Campos/Moment/Getty Images