я могу помочь узнать мир через буквы
Никогда ни о чем не жалеть и всегда стремиться вперед
Светлана Белякова

На Венере нашли гигантскую волну

Глубоко в густых ядовитых облаках, окутывающих Венеру, атмосфера ведет себя довольно странно. Так, например, ученые обнаружили гигантскую, ранее неизвестную стену облаков планетарного масштаба, перемещающуюся на запад вокруг планеты каждые 4,9 дня.
На Венере нашли гигантскую волну
Венера — вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Она окутана плотной атмосферой, почти полностью состоящей из углекислого газа, который вращается в 60 раз быстрее, чем сама планета, что создает безумные ветры. В атмосфере Венеры идет дождь из серной кислоты, а ее атмосферное давление на нулевой высоте почти в 100 раз превышает земное. А еще эта планета невероятно горячая, ее средняя температура поверхности — 471°C.

Но это еще не все. При изучении инфракрасных изображений, сделанных японским орбитальным аппаратом Акацуки в период с 2016 по 2018 год, группа ученых во главе с физиком Хавьером Перальта из Японского космического агентства (JAXA) обнаружила что-то, что очень похоже на атмосферную волну, но находящуюся на беспрецедентной высоте.

«Если бы это произошло на Земле, волна бы простиралась в масштабе всей планеты, — сказал астрофизик Педро Мачадо из Института астрофизики и космических наук в Португалии. — Это невероятно».

Это намного глубже, чем любая атмосферная волна на Венере, возникающая в облачном слое. Тщательный анализ, а также изучение прошлых наблюдений показали, что эта особенность до сих пор оставалась незамеченной, по крайней мере, с 1983 года.

Ученые обнаружили, что недавно обнаруженная волна может охватывать до 7500 километров и вращаться вокруг планеты каждые 4,9 дня со скоростью около 328 километров в час. Это немного быстрее, чем любые другие облака на этом уровне, период вращения которых составляет около 5,7 дня. Что является причиной возникновения этой волны — неизвестно.

Однако численное моделирование показывает, что эти волны похожи на атмосферные волны Кельвина. Подобно им, волна на Венере распространяется в том же направлении, что и ветры, окружающие планету, и не влияет на меридиональные ветры, дующие с севера на юг.

Если это волна Кельвина, то полученные данные могут рассказать много нового о Венере. Например, ученые не понимают, почему атмосфера этой планеты вращается так быстро. А волны Кельвина могут взаимодействовать с другими видами атмосферных волн, такими как волны Россби, что может провоцировать атмосферное супервращение.
Фото: Javier Peralta/JAXA-Planet C team