Парк Волжского периода

Американский палеонтолог Отниел Чарлз Марш (Othniel Charles Marsh) в конце XIX века сказал: «Российские динозавры, как и змеи Ирландии, примечательны только тем, что их нет». И оказался не прав. Через сто лет после его визита в Российскую империю на берегу Волги нашли окаменелости огромного «российского» завропода.
Парк волжского периода
Плавающий титанозавр. Иллюстрация: Olorotitan, deviantart.com

В Ульяновской области есть поселок Сланцевый Рудник. Это очень маленькое поселение, из которого до областного центра ехать 20 км, а до районного – шесть. В самом поселке живет не больше 150 человек. Но есть одна деталь, которая отличает его от прочих деревушек: в 1982 году в районе Сланцевого Рудника нашли окаменелости ранее не описанного динозавра-завропода из клады Lithostrotia. Его выделили в отдельный вид Volgatitan simbirskiensis, а назвали в честь матушки-Волги, добавив слово «титан» – Volgatitan, то есть титан с Волги. Simbirskiensis отсылает к старому названию города Ульяновска – Симбирск.

Окаменелые останки нашел советский и российский палеонтолог Владимир Ефимов в 1982 году на правом берегу Волги. Три кости были «замурованы» в скоплениях пирита (металл, похожий на золото), а еще пять фрагментов нашли в тех же местах, но в известняковых отложениях. Чтобы вытащить их целыми и невредимыми, палеонтологам понадобилось несколько лет. Сначала Ефимов даже не понял, что из себя представляет его находка, и назвал ее просто «гигантскими позвонками неизвестной таксономической принадлежности». Только после консультации с другим ученым, Львом Несовым, были выдвинуты первые предположения, что это останки одного из завроподов – растительноядных динозавров, которые жили на Земле 60–200 млн лет назад, весили по 20 т и имели очень длинные хвосты, шеи и ноги.

Обнаруженные учеными останки. Длина линии эквивалентна десяти сантиметрам. Фото: Biological Communications, spbu.ruДинозавр Volgatitan simbirskiensis. Иллюстрация: Olorotitan, deviantart.com/olorotitan

Завроподы – одна из наиболее известных групп динозавров, часто появляющаяся в кино, комиксах и рекламе. Это самые крупные животные, когда-либо жившие на суше, – длина скелета отдельной особи могла достигать 27 м. Название «завропод» придумал Отниел Чарлз Марш в 1878 году.

Владимир Ефимов и его коллега Александр Аверьянов почти 30 лет изучали найденные окаменелости и наконец в 2018 году описали их и дали владельцу позвонков имя. Останки оказались передними и средними хвостовыми позвонками динозавра. Из-за того, что они были фрагментные, массу особи удалось определить не сразу. Обычно это делают на основе окружности костей и объемной реконструкции, но в случае с «волгатитаном» авторы опирались на параметры других представителей титанозавров: Dreadn oughtus и Patagotitan. Так массу волжского динозавра примерно определили в 17,3 т. Открытие пролило свет на жизнь клады Lithostrotia – оказалось, что ее представители обитали в гораздо большем количестве регионов, но к концу мелового периода вымерли везде, кроме Южной Америки.

Владимир Ефимов, simbirsk.cityАлександр Аверьянов. wikipedia.org

Хоть российские палеонтологи не могут похвастаться большим количеством «динозавровых» находок, некоторые окаменелости этих животных все же попадаются на территории страны. Еще до «волгатитана», в 1953 году, в Кемеровской области находили пситтакозавра, которого назвали сибирским (Psittacosaurus sibiricus), а в 1991 году в Амурской области обнаружили хвост гадрозавра: ящер получил имя олоротитан архаринский (Olorotitan arharensis). Так что, гуляя по просторам России, будьте аккуратны – вдруг наступите на какого-нибудь динозавра.