Палочковидные бактерии способны предотвращать заражение овощей и фруктов листерией

Овощи и фрукты в рационе – признак здорового питания, но если они оказываются зараженными бактерий Listeria monocytogenes (Lm), они могут принести больше вреда, чем пользы.

Заражение свежих продуктов листерией происходит через контакт с почвой, водой или экскрементами животных. В США, например, такому контакту подвергаются мускусные дыни, зимние опята и ростки фасоли. Употребление в пищу зараженных продуктов приводит к возникновению у человека листериоза, симптомы которого варьируются от диареи и лихорадки до инфекции мозга и кровотока.

Один из способов предотвращения листериоза – тщательное мытье овощей и фруктов и отказ от употребления тех из них, которые наиболее подвержены инфицированию бактерией. Однако есть и другой способ – биологический контроль, который позволяет ограничить рост Lm на продуктах питания. Биологический контроль подразумевает сокращение популяции одного организма, зачастую насекомых-вредителей или быстро распространяющихся сорняков, за счет внедрения их естественного врага-хищника. Именно в этих целях авторы нового исследования, опубликованного в журнале Applied and Environmental Microbiology, попытались выяснить, какие бактерии способны ограничить темпы колонизации листерией различных продуктов питания, в первую очередь – мускусной дыни.

Ученые выделили бактерии с разных видов продуктов, от люцерны до винограда, после чего проверили способность каждой из 8 736 бактерий замедлять рост Lm в лаборатории. Из 7 наиболее эффективных изолятов один – Bacillus amyloliquefaciens ALB65 (BaA) – оказался самым действенным. BaA росли и сохранялись на шкурке мускусной дыни и, что более важно, не мешали росту растения и производству урожая. Более того, дыни, колонизированные BaA, росли в два раза быстрее, чем дыни без них. Также выяснилось, что BaA существенно снижали рост Lm на всех дынях в теплице и полностью подавляли рост болезнетворных микроорганизмов на дынях в условиях хранения после сбора урожая – это особенно важно, учитывая, что Lm способны выживать при низких температурах.

Пока ученые не знают, как именно BaA подавляют Lm, но им уже удалось определить гены в геноме BaA, которые, вероятно, кодируют вещества, способные ограничивать рост других видов бактерий.

Фото: Kenny Timmer on Unsplash