Обнаружен новый механизм, позволяющий телу контролировать боль

Ученые из Университета Кюсю (Япония) обнаружили ранее не известный механизм, благодаря которому человеческое тело способно контролировать боль, а также клетки, лежащие в основе работы этого механизма. Эти клетки расположены в спинном мозге.
Обнаружен новый механизм, позволяющий телу контролировать боль
Клетки, о которых идет речь, относятся к глиальным клеткам и называются астроцитами. Они в большом количестве существуют в центральной нервной системе, однако, в отличие от нейронов, способы группирования этих клеток до сих пор недостаточно изучены учеными.
В ходе своего исследования японские ученые обнаружили уникальную группу астроцитов в спинном мозге человека. Оказалось, что обнаруженная группа клеток играет важную роль в формировании сверхчувствительности тела к боли.
На примере лабораторных мышей ученые установили, что стимуляция норадринергических нейронов, которые транслируют сигналы от голубого пятна мозга к заднему рогу спинного мозга, активизирует астроциты в спином мозге, что и приводит к возникновению сверхчувствительности к боли. Это открытие идет вразрез с общепринятым мнением о том, что норадринергические нейроны подавляют передачу сигналов боли в задний рог спинного мозга.
Ученые решили проверить свое открытие. Для этого они подвергли лабораторных мышей генетическим изменения, в результате которых ответ астроцитов на норадреналин был частично приостановлен. Затем исследователи ввели в организм мышей анальгетический препарат дулоксетин, чтобы увеличить содержание норадреналина в их спинном мозге. Ввод дулоксетина вызвал в организме мышей значительное снижение хронической боли, что подтвердило роль астроцитов в этом процессе.
Ученые подытожили: обнаруженная ими в спинном мозге группа астроцитов несет важные функции в механизмах контроля боли и таким образом может стать новой медицинской целью при лечении хронической боли.
фото: Kyushu University