Не только ящерицы: аллигаторы тоже могут отращивать утраченные хвосты

Миссисипские аллигаторы, весьма похожие на потомков динозавров, могут вырастать до 4,3 метров в длину. Ученые давно задавались вопросом, могут ли такие большие рептилии отращивать утерянные конечности так же, как это делают небольшие ящерицы. Ответ на него удалось получить исследователям из США: молодые аллигаторы могут отращивать хвосты примерно на 18% от длины туловища.
Не только ящерицы: аллигаторы тоже могут отращивать утраченные хвосты

Междисциплинарная команда исследователей с помощью передовых методов визуализации изучила анатомию и тканевую организацию заново отращенных хвостов. Оказалось, что эти новые хвосты представляют собой сложную структуру с центральным скелетом и состоят из хрящей, окруженных соединительной тканью. Ткань, в свою очередь, пронизана кровеносными сосудами и нервами. Ученые предполагают, что отращивание хвостов дает аллигаторам функциональное преимущество в условиях мутной водной среды обитания.

«Самое интересное, что процесс отращивания хвоста объединяет в себе регенерацию и исцеление ран, – комментирует Синди Сюй, выпускница программы по молекулярной и клеточной биологии Аризонского университета. – Ранее мы наблюдали отращивание хрящей, кровеносных сосудов, нервов и чешуи у ящериц, но были весьма удивлены, обнаружив похожую на шрам соединительную ткань на месте скелетных мышц у аллигаторов».

Аллигаторы, ящерицы и люди принадлежат к группе животных, известных как амниоты и отличающихся наличием спинного хребта (позвоночника). Открытие, сделанное в ходе нынешнего исследования, дает дополнительную информацию о процессе регенерации тканей у амниот.

«Предки аллигаторов, динозавров и птиц разделились примерно 250 миллионов лет назад, – говорит Кенро Кусуми, преподаватель Аризонского университета, глава кафедры наук о жизни. – Учитывая, что аллигаторы сохранили способность отращивать сложные структуры, а птицы ее потеряли, встает вопрос – когда именно была утрачена эта способность? Существуют ли ископаемые останки динозавров, которые были предками современных птиц, с отращенными хвостами? Мы не знаем».

Понимание того, как различные животные восстанавливают и регенерируют ткани, можно использовать для разработки способов лечения травм и таких заболеваний, как артрит.

Фото: Ruth Elsey and the Louisiana Department of Wildlife and Fisheries