Нагревание планеты затуманит наш «взгляд» в космос

Самые совершенные телескопы мира строились без учета современной температуры воздуха, и это может изрядно повлиять на наблюдения за ночным небом. Собранные за три десятилетия данные Паранальской обсерватории на севере Чили, где установлен комплекс из 8 оптических телескопов, известный как Very Large Telescope (VLT), показывают, как изменения климата влияют на астрономические наблюдения и как все может стать еще хуже.
Нагревание планеты затуманит наш «взгляд» в космос

VLT установлен в пустыне Атакама – самом сухом месте планеты за пределами Антарктиды. В то время, как в остальном мире среднегодовая температура повысилась в среднем на 1°С в сравнении с доиндустриальным уровнем, здесь этот показатель вырос на 1,5°С за последние 40 лет. VLT просто не был рассчитан на такие условия: если температура воздуха во время захода солнца выше +16°С, то его охлаждающая система уже не может работать должным образом. То есть при открытии купола температура снаружи будет выше, чем внутри, что может привести к снижению разрешения получаемых изображений из-за внутренних завихрений. Кроме того, изменения климата приводят к появлению завихрений в атмосфере и за пределами здания обсерватории, что также может влиять на размытость снимков. А ведь внутри телескопов есть и многочисленные современные приборы, которые крайне чувствительны к изменениям в атмосфере.

Несмотря на то, что Атакама – это пустыня, этот регион тесно связан с явлением Эль-Ниньо и летними муссонами, которые по прогнозам ученых в будущем будут только наращивать свою интенсивность. А чтобы делать инфракрасные снимки ночного неба, необходимо, чтобы содержание водяных паров в воздухе было низким. При этом южное субтропическое струйное течение, которое в свою очередь зависит от Эль-Ниньо, также влияет на возникновение ветросилового гало – явления, при котором состояние атмосферы меняется так быстро, что система управления телескопом просто не успевает подстраиваться под него.

«Это ограничивает контрастность приборов и потенциально может ограничивать и изучение экзопланет, – говорят авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy. – А повышение содержания водяных паров в атмосфере может привести к искажению астрономических сигналов».

Если к концу столетия мир станет теплее на 4°С, о чем говорят самые пессимистичные сценарии, то изображения ночного неба будут еще более размытыми и неясными. Поэтому уже сегодня при строительстве новых телескопов необходимо учитывать худшие сценарии развития событий.

Фото: ESO/José Francisco Salgado