Мутация белка филаггрина повышает всасываемость химикатов кожей

Способность кожи защищаться от воздействия химических веществ передается по наследству. Увы, у некоторых людей эта способность снижена, что может влиять на повышенный риск развития кожных болезней или рака. Авторы исследования, проведенного в Швеции, выяснили, почему это происходит.
Мутация белка филаггрина повышает всасываемость химикатов кожей

Люди постоянно подвергаются воздействию различных химических веществ – от продуктов питания, средств гигиены, косметики и одежды. Многие испытывают такое воздействие и на рабочем месте. За структуру и водный баланс кожи, которые влияют на ее способность действовать как защитный барьер, отвечает белок филаггрин. Предыдущие исследования показали, что унаследованные вариации ДНК этого белка связаны с ослаблением защитной функции кожи у некоторых людей, что повышает уровень поглощения химикатов и увеличивает риск развития рака кожи или таких кожных заболеваний как контактный дерматит. Причем эти генетические вариации довольно распространены среди жителей Северной Европы.

Исследователи из Каролинского института и Лундского университета (Швеция) провели новое исследование, в ходе которого обнаружили, что генетические мутации, связанные с филаггрином, ведут к значительному повышению всасывания химикатов через кожу. Участники исследования в течение 4 часов подвергались воздействию безопасных доз трех химикатов – используемого в Швеции пестицида, УФ-фильтра из солнцезащитного крема и углеводорода, содержащегося, например, в дыме от сжигания дров. Ученые подсчитали скорость всасывания и содержание химикатов в организме на основании анализа мочи.

«Оказалось, что, например, уровень пестицидов в организме людей с мутацией филаггрина был почти в 2 раза выше, чем у людей без подобной мутации. Это значит, что носители мутации в долгосрочной перспективе имеют более высокий риск развития рака или гормональных болезней», – комментирует Карин Броберг, профессор факультета экологической медицины Каролинского института.