Ханаанский дворец в Тель-Кабри был разрушен землетрясением 3700 лет назад

Команда исследователей из Израиля и США при поддержке Национального географического сообщества и Научного фонда Израиля обнаружила новые свидетельства того, что причиной разрушения ханаанского дворцового комплекса 3700 лет назад стало землетрясение.
Ханаанский дворец в Тель-Кабри был разрушен землетрясением 3700 лет назад

Открытие было сделано на территории Тель-Кабри в Израиле — в месте, где расположены руины ханаанского дворца и города, датируемого 1900-1700 годами до н.э. Главная цель археологов и антропологов, проводивших исследование, — найти объяснения тому, что дворцовый комплекс в самый период своего расцвета был неожиданно разрушен и покинут.

Ученые отметили важность микро- и макро-археологических подходов к изучению землетрясений, произошедших в древности: перед тем, как утвердить, что дворец в Тель-Кабри был разрушен в результате сейсмической активности, ученым пришлось прорабатывать множество альтернативных сценариев гибели этих мест. Среди этих сценариев были тяжелые климатические условия, природные и экономические катастрофы, а также война.

Во время изучения ханаанских зданий ученые заметили, что гипсовые полы в помещениях были деформированы, стены — сдвинуты или наклонены, а глинобитные кирпичи со стен и потолков обрушились на пол. Иногда под завалами из этих кирпичей находилось множество кувшинов.

По словам ученых, эти разрушения не были результатом действий людей — в местах раскопок не было обнаружено следов пожаров, оружия (например, стрел) или останков человеческих тел, что указывало бы на имевшую место битву. Также ученые отметили, что характер разрушений указывает на их одномоментность, а не на длительную динамику. Исходя из этих аналитических данных ученые сделали вывод: разрушение ханаанского дворца в Тель-Кабри было вызвано одним или несколькими землетрясениями.

Исследователи выразили надежду на то, что методология, использованная ими для объяснения причин разрушения ханаанского дворца, может быть применена и при анализе других мест археологических раскопок.

фото: Eric Cline/GW