GPS головного мозга

Ученые нашли новый тип клеток мозга, которые помогают определять расстояние.
GPS головного мозга

Существование в мозге клеток, выполняющих функцию GPS и помогающих «составлять» карты уже виденных нами мест, было известно давно. Однако новое открытие говорит о том, что есть еще и особый тип клеток мозга, которые чувствительны к расстоянию и направлению объектов и которые могут определять положение этих объектов на «мозговых картах».

«Открытие этих клеток особенно важно, поскольку та область мозга, в которой они расположены, первая страдает от таких заболеваний мозга, как болезнь Альцгеймера, – комментирует доктор Стивен Пултер из Даремского университета (Великобритания). – Они могут объяснить, почему распространенным симптомом и ключевым первым признаком болезни Альцгеймера является потеря памяти о том, где расположены те или иные предметы».

По словам Колина Левера, одного из авторов исследования, открытые клетки, вероятно, связаны с креативными сетями мозга, которые помогают нам составлять план действий и представлять сложные сценарии развития событий: эти клетки позволяют мозгу воссоздавать пространственное взаимное расположение между нами и предметами, даже когда предметы находятся за пределами видимости.

Клетки мозга, действующие как GPS, впервые были открыты профессорами Джоном О’Кифи, Эвардом Мозером и Мэй-Бритт Мозер, которые в 2014 году получили за это Нобелевскую премию по медицине. Сделанное открытие позволило пролить свет на одну из главных загадок нейробиологии – как мы понимаем, где именно в пространстве мы находимся. Обнаружение же новых клеток открывает другие грани нашей памяти, которая так часто утрачивает свои функции при травмах мозга и старении. Ученые надеются, что открытый новый тип клеток может стать биомаркером начальной стадии различных заболеваний мозга, что позволит улучшить их диагностику и разработать новые и более эффективные способы терапии.

Фото: Unsplash