Двое детей, больных раком, могли «заразиться» им еще до рождения

У малышей из Японии зафиксирован невероятно редкий путь возникновения рака легких: клетки опухоли они, вероятно, получили от матерей во время родов или незадолго до этого. Такое открытие сделали ученые из госпиталя Национального онкологического центра в Токио во время секвенирования ДНК опухолей детей.
Двое детей, больных раком, могли «заразиться» им еще до рождения

У первого мальчика рак легких был обнаружен в возрасте 23 месяцев, у второго – в 6 лет, когда появились боли в груди. При этом матери обоих детей страдали раком шейки матки: матери первого мальчика диагноз был поставлен спустя 3 месяца после родов, матери второго – сразу после родов. Анализ показал, что опухоли детей имели те же генетические мутации, что и опухоли их матерей. Кроме того, в ДНК клеток опухолей мальчиков отсутствовала Y-хромосома, которая есть в большинстве мужских клеток, а сами клетки дали положительный результат на штаммы вируса папилломы человека, который, как известно, может провоцировать развитие рака шейки матки.

По словам Пола Экерта, эксперта Института детской онкологии (Австралия), некоторые раковые клетки могли попасть в амниотическую жидкость на последних сроках беременности или передались детям во время родов – оба мальчика появились на свет вагинальным путем, то есть могли буквально «вдохнуть» раковые клетки. Подобная передача рака от матери к ребенку встречается крайне редко: примерно в 1 случае из 1 000 рожающая женщина имеет онкологическое заболевание, а его передача возникает лишь у 1 ребенка на каждые 500 000 женщин с диагнозом.

Еще более невероятным является тот факт, что у одного из мальчиков симптомы рака появились только в возрасте 6 лет, что позволяет предположить, что раковые клетки все это время находились в «спящем режиме» и делились крайне медленно.

Фото: Science Photo Library/Alamy