Антивитамины могут использоваться учеными для создания антибиотиков нового типа

Антибиотики — незаменимые средства в борьбе с опасными заболеваниями, такими как менингит, пневмония и септицемия. Однако инфекционные бактерии могут развить резистентность к антибиотическим препаратам, что нередко приводит к прогрессированию заболеваний, а во многих случаях — к летальному исходу.
Антивитамины могут использоваться учеными для создания антибиотиков нового типа

Эта проблема заставляет ученых всего мира искать новые антибиотики. Исследователи из университета Геттингена и Института биофизической химии им. Макса Планка недавно предложили потенциальную альтернативу: создание нового класса антибиотиков с использованием так называемых «антивитаминов». Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Chemical Biology.

Антивитамины — вещества, вызывающие снижение или полное предотвращение функций витаминов. Часто антивитамины имеют химическую структуру, которая схожа с витаминами, которые они инактивируют.

Исследователи решили изучить, как действует на атомарном уровне антивитамин витамина B1, так как некоторые бактерии способны продуцировать токсичную форму этого витамина. В ходе анализа ученые использовали технологию белковой кристаллографии — это дало возможность рассмотреть, как антивитамин блокирует функции важного белка, имеющего центральную роль в метаболизме токсичных бактерий.

При этом важно, что действие антивитамина влияет только на белки патогенных бактерий, но не на белки организма — согласно исследованию, белки человеческого организма либо совсем не воспринимают антивитамин, либо не поддаются его воздействию в значительной мере. Именно то, что антивитамины способны инактивировать бактерии и при этом не подвергать воздействию здоровые белки организма и указывает, по мнению ученых, на то, что антивитамины в скором будущем, возможно, принесут огромную пользу при создании альтернатив известным антибиотикам.

фото: CC0 Public Domain