я могу сочетать несочетаемое
Редкая удача совместить работу и любимое занятие
Камилла  Андреева
Все записи
текст

Дорожная безответственность

Строительство одного километра российских дорог обходится дороже, чем сооружение одного километра адронного коллайдера в Швейцарии, для которого долбили скальную толщу. А состояние наших дорог все хуже и хуже. Что же мешает России строить их качественными и безопасными? Вот об этом мы и решили поговорить с издателем «ММ» Александром Ивановичем Новиковым.
Дорожная безответственность

– Российские дороги давно стали прит­чей во языцех – недаром о них сложилось столько афоризмов. Почему же мы не можем построить хорошие дороги, например, как в Финляндии?

– Про дороги – это такой же вопрос, как и про всю нашу жизнь: дороги и гаишники на них. Это как некий информационный срез. Например, для того, чтобы получить информацию о состоянии здоровья, у человека берут анализы крови и делают соответствующие выводы о процессах в организме. Если условно государство принять за организм, то дороги и люди, которые кормятся на этих дорогах, – показатель того, что происходит в целом в государстве. По этим анализам можно судить вообще о состоянии государства, не абсолютно, но с большой степенью вероятности. Народная мудрость говорит, что все от дорог. Надо сделать дороги, порядок навести на них…

– Как-то вы говорили о том, что возле вашего дома плохая дорога. Вы хотели ее заасфальтировать, но вам не разрешили.

– Не совсем так, я просто знаю, что ее нельзя заасфальтировать.

– Почему?

– Моя дача находится в 30 километрах от города в деревушке. В ней только мой дом и еще один полуразрушенный, туда люди приезжают как на дачу, но это трудно даже назвать домом. Вокруг земля бывшего колхоза «Красный сеятель», но самое интересное, что этот колхоз никогда ничего не сеял, а занимался животноводством. И сейчас он полностью заброшен, все земли поросли бурьяном и березками, последних коров в прошлом году куда-то вывезли. Мой дом стоит на краю болота, топкое место, по нему не пройдешь – крапива… Не говоря про то, что все кругом запущено. И поскольку я там поселился лет 15–20 назад, то потихоньку стал облагораживать территорию. Где-то почистил речку, болото, выкопал пруд, посадил деревья – и за 20 лет возле моего дома сформировался достаточно большой ухоженный участок с озером, зеленой травкой и соснами. Получился парк среди заброшенной пустыни. Он без забора стоит, и людей там нет, но все равно жалко, если кто-то придет и нагадит. Жалко своего труда и денег. В прошлом году я хотел этот участок официально оформить и поехал в администрацию к главному архитектору (еще и по протекции – потому что туда не попасть было! И это всего-навсего архитектор Всеволожского района!). Я пришел, описал ситуацию, показал фотографии местности, рассказал, что там происходит. По-честному. И объяснил, что хотел бы арендовать землю у района, что я на ней не собираюсь ничего строить или выкупать, чтобы труд мой даром не пропал. На что получил ответ: «Мы не просили вас облагораживать нашу землю!» На что я вспылил, конечно: «А чью конкретно – вашу-то?» Он осекся и говорит: «Ну, я имел в виду районную…» Он не просил меня облагораживать ИХ землю! Я ему говорю: «Вы совсем с мозгами не дружите! Мало того что я привел кусочек земли в порядок, вырубил кустарник, выкосил бурьян, посадил сосны, сделал мелиорацию, выкопал пруд – вложил туда свои деньги и время, я еще теперь готов вам платить за аренду деньги». Это маленькое пятнышко по сравнению с огромным Всеволожским районом – заброшенным и бурьяном поросшим. Проблема-то в чем? В том, что люди, находящиеся у власти, считают, что это их земля, все их! Но это ИХ они рассматривают только с той точки зрения, как получить некую наживу, всего-навсего! Плевал он на мою душу, на красоту, на озеро… Его интересует только своя мзда. Он даже не рассматривает интересы государства – ведь я же готов платить деньги! И не прошу продать мне, а только сдать в аренду, чтобы можно было хоть как-то следить за порядком. Но никто ничего не дал.

А.И. Новиков

Такая же история была и в городе. Недалеко от дома, где я живу, к железной дороге примыкает пожарный проезд, сделанный еще при советской власти. Это ничейный кусочек, поэтому там постоянная помойка и все поросло бурьяном. Я поехал к главе Выборгского района – большой район, большой дядька, уважаемый, в кабинете сидит, нужно записываться на прием, куча секретарей, целая чиновничья история. Я к нему пришел и говорю, что есть брошенный пожарный проезд, вот схема, я живу на этой улице, готов деньги вложить и сделать для всех детскую площадку. Сдайте этот проезд мне в аренду, я его выровняю, засыплю, заасфальтирую, сделаю площадку для детей, потому как на этой улице ничего подобного нет, наведу порядок, может, мусорить не будут. Он загорелся: да, это хорошо и очень интересно, выгодно, пишите письмо. Написал письмо и месяц ждал ответа. Получил отказ со ссылкой на то, что район якобы обратился в город, а город решил эту землю продать.

– На аукционе?

– Да, и назначены торги. Скорее всего, я куплю эту землю, но детскую площадку для всех уже не буду делать, потому как стоимость земли такова, что строить ее у меня уже рука не поднимется.

А по поводу дороги возле моего дома… Кусочек ее как-то асфальтировали. Сначала газовики все разрыли, сняли весь асфальт. Пыль сантиметра три лежит, грязь, песок. И дорожники кладут асфальт прямо в пыль, ни подготовки, ничего. Я подошел к бригадиру и говорю: «Мужики! Вы что делаете?» А он отвечает: «Как платят, так и асфальтируем, че те надо?» Я поехал к муниципальным властям, там серьезные люди, меня выслушал один и говорит: «Знаете что? Нам некогда этим заниматься, мы готовим отчет в район, и вообще асфальтируем не мы, а дорожная служба Выборгского района». Я полдня пытался связаться с районной службой, дозвонился, там мне сказали, что вопрос решался не у них, а в городском комитете, звоните в город. Я звоню в город… Но я же не могу столько времени на это тратить! Где концы искать? С кем разговаривать? Естественно, теперь грузовики по этой дороге ездят. Как долго асфальт, положенный в пыль, пролежит? Кто должен решать этот вопрос? Проблема какая – нет даже законов, по которым можно было бы что-то сделать. Нет продуманного, грамотного законодательства – это первое. И второе – люди, которые работают во власти, непонятно чем занимаются. Муниципальные власти только и смотрят, как помешать какой-нибудь инициативе. Если они мешают, то возникают вопросы, и значимость властей возрастает. А если вопросы сами решаются, то муниципальные власти будут не нужны. Поэтому их задача – усложнить процессы решения проблем. Человек, который живет на улице, не хозяин. И как быть хозяевами, непонятно. Под дорогами идет масса коммуникаций, все принадлежат разным ведомствам. Как решить вопрос, кто хозяин этой дороги?

Фундамент ответственности

– Сейчас идет речь о том, чтобы фирма, построившая дорогу, ремонтировала ее бесплатно в течение гарантийного срока.

– Говорить можно сколько угодно, но через два года, когда эта дорога сломается, фирмы, которая ее делала, уже не будет. Это железная практика нашей страны. И если даже будет фирма, не будет людей, которые эту дорогу подписывали и строили, и взятки гладки. Попробуй нашего человека как-то персонально привлечь. Люди подписали сметы, какой-нибудь управляющий проверил и сказал, что все хорошо, а дорога сломалась. Хоть одного назови, кого привлекли к ответственности через два года после того, как дорога была построена. Никого, потому что фирмы нет. Ее открыли и закрыли под конкретного чиновника, под конкретную взятку.

Вот это и есть причина того, что в нашей стране все, в том числе и дороги, развалено. Потому что это фундамент ответственности, вплоть до уголовной. Человек должен отвечать за то, под чем ставит свою подпись.

Кто несет ответственность за качество дороги? За строительство? Где конкретный человек?

– У нас ведь и законодательная база подведена очень расплывчато, ну, там, штраф какой-то…

– С кого? Если фирма закрылась, кто будет искать этого человека?

Вторая крупная история – нашим государством управляют дилетанты. Каждый вновь прибывший на свою должность чиновник увольняет старую команду и набирает новую. Что это за люди? Кто-то из бизнеса, знакомые. Кто-то торговал мебелью – теперь командует вооруженными силами. Каждый должен заниматься своим делом, развивать профессию, к которой имеет призвание. Мы почему-то считаем, что если ничего не умеешь – иди работать чиновником. Если даже ничего не сделаешь, то хоть стыришь что-нибудь. Но ведь это неправильно. Быть чиновником – это профессия. Если ты архитектор, то и занимайся архитектурой, если врач, то лечи, а если чиновник, то можешь быть кем угодно… Почему? Если хочешь быть чиновником, нужно закончить специальный вуз, который готовит по профессии чиновник, получить какое-то звание, какую-то должность минимальную, побегать, пожить, вырасти, получить назначение куда-нибудь в тьмутаракань, которой кто-то должен управлять.

Если бы чиновники были профессиональными людьми, многие проблемы снялись бы. Людей бы со школы готовили в чиновники, учили бы строить дороги, принимать, считать их. Как минимум, вновь приходящий чиновник не менял бы всю команду, чтобы у него не было такого резерва – всех поменять на своих друзей. Потому что управление государством – это не дружеская компания, а серьезная работа, но на сегодняшний день это, мягко говоря, балаган. Вот поэтому нет дорог и не будет, пока не изменится вся структура законодательства, подготовки чиновников, персональной ответственности за любое действие – если ты поставил где-то подпись, ты за это должен отвечать до конца жизни, или не ставь тогда. А всем плевать. ООО открыли, построили что-то, завтра закрыли, разбежались – и все. Если дом упадет через некоторое время – никто за это не отвечает.

Я уже не говорю о тех, что стоят на дорогах и просто кормятся.

– Дорожная милиция не следит за безопасностью и зачастую не помогает движению, а мешает.

– Кроме того, они просто воры и преступники. Все до одного, включая их самого главного. Нет там ни одного человека, который не полазил бы по карманам автовладельцев. Да, на машинах ездят не ангелы, но это совершенно не значит, что огромная армия людей должна кормиться за их счет. Плохие мы налогоплательщики или нет – вопрос десятый, мы нанимали их для того, чтобы они обеспечили нашу безопасность на дороге. Мы покупаем им машины, квартиры, платим им зарплату, пенсию, даем форму. Если посчитать по стране, думаю, что это бешеные деньги. У них такие приборы… Они же денег стоят, и эти деньги мы им дали. Для чего? Для того, чтобы они кормили свою семью, покупали дома на Бали, давали взятки в Москву. Мы попали под двойное налогообложение. Во всем мире это запрещено. А безопасность на дорогах, она ведь этим не обеспечивается. Сколько бы ни повышали штрафы за нарушение ПДД, как происходили аварии, так и будут происходить. И ничего не сделаешь, потому что изначально неправильно построена методология урегулирования этих отношений. Потому что люди, которые стоят на дорогах, плевали на безопасность. Они зарабатывают свои деньги, и чихали они на то, как ездят эти автобусы, бьются, не бьются… гибнут люди или нет…

Вглядитесь в «лицо страны»

– А культура вождения – она имеет значение?

– Да дело изначально не в культуре вождения, хотя она тоже важна, а опять же в персональной ответственности. Человек, который нарушает правила, реально понимает, что его поймают гаишники, худо-бедно он все равно рассчитается. Даст взятку, откупится. Я уже не говорю о том, что деньги идут не государству. Это огромный поток, который мог бы идти на ремонт дорог, на пешеходные переходы, на разметку. И есть огромная армия гаишников, которая тупо сидит на этих бабках. Чтобы перекрыть дорогу для ремонта, например, срочно, без согласований, гаишники берут 200 тысяч рублей за один день. И куда идут эти деньги? А изменится это только тогда, когда придут нормальные люди к власти, профессиональные, и перестанут думать только о том, как украсть побольше.

Сегодня у нас количество машин растет с бешеной скоростью, и проблемы нарастают как снежный ком. Возьмем парковки во дворах. Новостройки. Всем известно, что количество машин будет увеличиваться, но масса новых домов строится без парковок. Мы же прекрасно понимаем, что если люди купили квартиру за 100–200 тысяч долларов, то у них есть машина, зачастую и не одна. Где-то же они должны их парковать? Никто об этом не думает. Значит, все машины будут стоять во дворе или выползут на проезжую часть, сузят дороги.

– Хотя наши дороги не только самые плохие, но и самые дорогие в мире, чиновники жалуются на нехватку средств для их ремонта и строительства. Как вы относитесь к предложению увеличить налогообложение автовладельцев? Может, его включить в стоимость бензина, как в Европе?

– Я заплатил налог за свою «ауди» что-то около 100 тысяч рублей, и он меня здорово поразил. На мой взгляд, эта цифра уже беспредельная, а вот сказать, что дороги стали лучше, я не могу. И вопрос не в том, какова сумма налога, а в том, как будут тратиться эти деньги. Пока что эти деньги тратятся плохо, неправильно. Надо менять подходы, законы, людей, следить за этими деньгами и вводить персональную ответственность. Через бензин мне кажется логичнее, потому что если у тебя есть большая представительская машина и ты ездишь на ней только встречать гостей, а сам пользуешься маленькой, то и платишь столько, сколько бензина использовал. Здесь есть логика. Хотя на маленькой машине по нашему городу не проедешь…

– Случалось ли вам ездить по платным дорогам в России?

– Это классная тема – по поводу платных дорог. Есть у нас одна платная дорога по пути на Украину через Невель – маленький городок на границе Псковской области с Белоруссией. Казалось бы, центр России, но такая глушь! С одной стороны, отличное место, леса красивые, озера кругом, но такое чувство, что в том лесу еще можно встретить партизан. Можно в Невеле, не заезжая в Белоруссию, свернуть на Смоленск налево. Единственная дорога: или через Белоруссию, или по этой дороге через лес 100 или 200 километров до Смоленска. Знак – платная дорога. Я приезжаю, поворачиваю – точно, платная. Стоит проходная, шлагбаум, сидит в будке тетка и за проезд берет 170 рублей (это было несколько лет назад). Дорога разбитая в хлам (смеется), через лес, ни населенных пунктов, ничего – и администрация области или района берет за проезд деньги. Ни объехать, ни пройти, стоит милицейская машина, потому что народ скандалит. Куда идут эти деньги? Когда говорят про платные дороги, у меня в голове все время этот пример. Опять все упирается в те же проблемы, о которых я говорил выше. Людям, которые стоят у власти, им должно быть стыдно за самую главную дорогу Москва – Петербург. Я много раз ездил по ней, это ужас! Это лицо страны! Часть дороги трехполосная – кто придумал эти три полосы? Это очень опасно, особенно зимой, через каждые 300 метров знак, за ним смотреть надо, идут фуры, закрывают эти знаки. Ошибиться и попасть на полосу встречного движения – пять секунд, а потом удивляемся, что эта дорога опасна. Кто мог придумать такую дорогу?

Кто отвечает за качество строительства? 

– А сейчас она еще вся в ямах и дырах, особенно не разгонишься.

– Люди наверху все время говорят про платную трассу Москва – Петербург. Одна главная дорога в стране – всего 700 километров. Пусть бы они проехали по этой трассе на своей машине, без охраны и за рулем. Когда мы сделаем дороги? Когда сделают трассу Москва – Петербург, и не платную, а желательно бесплатную. Чтобы хотя бы четырехполоска была человеческая. Ровная, без выбоин.

Я знаю, почему не строят, наверное, денег в стране не хватает. Как-то я ехал в Кисловодск, не знаю, сколько до Москвы было гаишников «в засаде», но мы насчитали запрятанных гаишных машин 36 штук. За полные сутки. Через каждые десять километров стояли в кустах и, естественно, деньги брали в карман. Конечно, не будет в стране денег на дороги. Откуда? Все гаишники на машинах, с камерами, биноклями… Из них же никто государству копеечки не перечислил. А может быть причина в том, что никому хорошие дороги не нужны?

Личность

Машины и Механизмы
Всего 2 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Борис Акулин
    02:02   /  10 ноября 2020
    развернуть
    Борис Акулин

    Дополнительно с обзором причин того, что большинство наших дорог по‑прежнему «оставляет желать» лучшего, можно ознакомиться здесь


    Следует еще раз отметить, что современное шоссе являет собой весьма непростое инженерное сооружение, требующее тщательного проектирования, соблюдение технологий и стандартов строительства и современной дорожной техники.





    На строительстве дорог сегодня бал правит хайтек — здесь работает техника, ориентирующаяся по GPS и понимающая CAD-модели.


    Как пример, вот так выглядит пульт управления современным асфальтоукладчиком. Рабочим процессом управляют сенсоры и автоматика, а оператор его просто контролирует. Кстати, цена такого навигационного комплекса достигает $180000.


     


     


    Обречена ли Россия на плохие дороги? Вот мнение ген. директора  дорожно строительной компании «Дортрансстрой» Сергея Куличкова.


    «Никаких естественных причин, препятствующих тому, чтобы у России были качественные долговечные дороги, нет, — считает Сергей. — В настоящее время существуют техника и технологии, с помощью которых этого легко добиться. Вопрос прежде всего в контроле качества исходных материалов и исполнения работ. Причем повысить планку в отношении параметров качества необходимо на государственном уровне. Хорошие дороги - это вопрос желания и должной организации. Тогда деньги, которые сейчас вкладываются, — а сейчас в нашей сфере распространено частно-государственное партнерство - однажды себя оправдают».


  • Камилла Андреева
    12:43   /  10 ноября 2020
    развернуть
    Интересно почему только делают по-старинке?

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK