я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Подъем «города ветров»

В 1850-х годах в Чикаго бушевала эпидемия холеры и дизентерии. В газетах описывали ужасные картины: «сточные канавы заполнены грязью, даже свиньи воротят носы в крайнем отвращении». Город стремительно вырос из небольшого поселения на берегу озера Мичиган до крупного транспортного и промышленного узла США и тонул в собственных отходах. Причина – отсутствие канализации.
Подъем «города ветров»
Фото: Christian DeKnock, unsplash.com

Мичиганская «холерная яма»

Из-за «естественного» мусора и дождевой воды улицы города стали непроходимыми для людей и конных повозок. На особо опасных участках, которые иногда превращались в настоящие трясины, чикагцы устанавливали шуточные таблички: «Дна не обнаружено» или «Кратчайший путь в Китай». Но в декабре 1854 года недовольные горожане организовали массовый митинг с призывом к властям обратить внимание на антисанитарию и бушующую из-за этого эпидемию. В одном только 1854 году больше тысячи жителей города скончалось от холеры.

Европейское поселение у Мичигана появилось еще в конце XVII века, но городом Чикаго «признали» только в 1837 году. После начала освоения центральных штатов «город ветров» стал ключевым узлом, связывающим Восточное и Западное побережья США, а его население стремительно росло: уже в 1850 году оно достигло почти 30 тыс. человек.

В 1855 году городская администрация решила, наконец, избавить город от сточных канав и создать систему канализации, первую среди других поселений Штатов. Чиновники искали кандидата на должность главного инженера города. Такой человек нашелся быстро – им стал Эллис Чесброу (Ellis Chesbrough), геодезист и городской инженер из Бостона.

Уроженец Балтимора, Эллис Чесброу уже в девятилетнем возрасте помогал отцу в его фермерском бизнесе. Когда будущему инженеру исполнилось 15, он стал помощником геодезиста в Балтиморе, а через два года участвовал в строительстве железных дорог в Пенсильвании как геодезист. Вскоре его пригласили работать в Бостон, где он впервые столкнулся с системами водоснабжения: под его руководством воздвигли акведук Кочитуат, поставляющий воду в Бостон.

Канализация для «города широких плеч»

Для начала Чесброу изучил европейский опыт строительства канализации и обработал 39 предложений от жителей города. Оценив положение Чикаго, инженер заявил, что «существующая дренажная система, точнее, ее отсутствие – мерзость, которую нужно сметать как можно скорее». Первой проблемой, с которой столкнулся Чесброу, был вопрос о том, куда будут сбрасываться отходы. И предложил четыре варианта: 1) сбросить отходы в реку Чикаго, впадающую в озеро Мичиган; 2) сбросить отходы прямиком в озеро Мичиган; 3) дренаж отходов в искусственные резервуары и их использование в качестве удобрений; 4) дренаж отходов в реку Чикаго, а затем с помощью специально построенного канала – в реку Дес-Плейнс.

Исходя из стоимости работ и предполагая, что отходы осядут на дне реки и не будут отравлять озеро, главный источник воды для города, Чесброу выбрал первый вариант. И тут же столкнулся со сложностями: как прокладывать канализационные трубы, если Чикаго находился ниже уровня озера Мичиган, да еще и в болотистой местности? Канализацию решили сформировать на том, что было. Сеть труб с нужным наклоном строили прямо на улицах города, а сверху засыпали грунтом. Проезжая часть таким образом поднялась на несколько метров – и теперь на ней заново строили тротуары и дороги, заливая их твердым покрытием без рисков размывов: бездонные болота остались в прошлом. Строители начали формировать канализацию в 1856 году и продолжали почти 10 лет. Однако Чесброу ждала очередная загвоздка: первые этажи чикагских домов оказались фактически под землей. Параллельно с прокладыванием труб пришлось поднимать и дома. Этот процесс вошел в историю как «Подъем Чикаго».


Город поднимается

Безусловно, подъем домов не был благотворительной акцией администрации города. Это могли себе позволить только богатые жители, которые нанимали частных инженеров. На рынке уже были такие компании, но среди них особенно выделялась фирма Джорджа Пульмана (George Mortimer Pullman). В 1855 году он унаследовал компанию своего отца, инженера Джеймса Пульмана – тот разработал домкрат, который поднимал здания. Изобретение пользовалось популярностью в эпоху строительства железных дорог, и компания получила заказ на подъем и перемещение около 20 зданий в Нью-Йорке. Все это приносило Пульману большие деньги, поэтому он одним из первых предложил администрации Чикаго свои услуги.

Однако фирма Пульмана не была первопроходцем в «подъеме Чикаго». Первый кирпичный дом на углу Рэндольф-стрит и Дирборн-стрит подняли почти на два метра при помощи 200 домкратов, которыми управляли 15 рабочих. Четырехэтажное здание весило чуть меньше 700 т без фундамента, а затраты на операцию и отделку нового подвала оценивались в $5 тыс.

Поднятие квартала на Лейк-стрит, pullman-museum.org

Со временем все больше домов либо поднимали на новый уровень, либо переносили на другие площадки. Жизнь в зданиях при этом не прекращалась: работали магазины и офисы, люди спокойно перемещались между комнатами и этажами, в то время как они почти «левитировали» над землей. Неизвестный путешественник, очевидец событий тех лет, впоследствии вспоминал:

«За время моего пребывания в городе не проходило дня, чтобы я не встречал один или несколько домов, меняющих свое расположение. Однажды я встретил девять таких зданий. Выезжая на Грейт-Мэдисон-стрит, нам пришлось дважды останавливаться, чтобы пропустить переезжающие дома».

Перемещение массивных и кирпичных зданий требовало большого количества рабочих рук, инструментов и денег. Именно в этот момент к делу подключился Джордж Пульман: у его фирмы были нужные для таких дорогостоящих операций ресурсы. При подъеме зданий Пульман несколько раз использовал гидравлические домкраты, но это было слишком дорого, поэтому чаще всего работы велись обычным способом. Здание снимали с фундамента при помощи нескольких десятков (иногда – сотен) домкратов, после чего строили под ним новую основу, которая выводила дом на нужный по высоте уровень. «Легкие» деревянные здания перемещали в другие места на специальных повозках, а на их местах возводили новые.

Многие здания в Чикаго остались на прежнем уровне, из-за чего город оказался разделен на две части. Деловые кварталы и богатые магазины, прошедшие «обряд подъема», стали лицом города, но существовала и обратная сторона. В одном из популярных туристических путеводителей XIX века «Уловки и ловушки Чикаго» девушек предупреждали, что в домах на старых фундаментах обитают злоумышленники, поскольку там из-за подъема образовались ямы и крытые лестницы, в которых можно спрятаться. Некоторые дома, так и не поднятые до нужного уровня, можно увидеть и сейчас.

Перемещение и «повышение» домов длилось около 15 лет и не останавливалось даже в Гражданскую войну. Одновременно продолжалась прокладка канализации, и число смертей от дизентерии и холеры значительно снизилось. Однако город столкнулся с ожидаемой проблемой: отходы, сбрасываемые в реку Чикаго, все же попадали в озеро Мичиган и отравляли питьевую воду. Эту проблему решили уже в конце XIX века, повернув течение реки вспять и организовав судоходный и санитарный каналы, соединившие Чикаго с водной системой Миссисипи. Благодаря этому отходы уходили вдаль от города на юг, и пресная вода стала безопасной для населения.

Дом Бриггс. Поднят, вероятно, в 1866 году. chicagology.com

Город стремительно развивался и рос, пока в 1871 году не случился Великий чикагский пожар, уничтоживший значительную часть старых районов. Это стало толчком к перестройке Чикаго и даже появлению в нем своей архитектурной школы. В 1885 году здесь воздвигли первый в мире небоскреб – так «город ветров» стал символом молодой и успешной Америки.

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK