я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Особенности национального извоза

Национальный характер накладывает отпечаток практически на любые занятия, от любви до кулинарии. То же самое с такси. Почему немцы с радостью используют навигаторы, а англичане терпеть их не могут, и что особенного в пассажирских такси у разных народов?
Особенности национального извоза
Великобритания: кебы и сэры 
Британское такси считается лучшим в мире. Традиции извоза здесь продолжаются с XVII века, а черные кебы Хэнсома, изобретенные Дж. Хэнсомом в 1834 году, были столь популярным городским транспортным средством, что их называли «гондолами Лондона». В начале ХХ века извозчики стали покупать автомобили с ДВС, довольно быстро покорившие дороги британских городов. В 2015 году в королевстве насчитывалось уже 76 100 лицензированных такси, из них 22 500 – в Лондоне. Все делятся на два типа: черные кебы и мини-кебы. Мини-кебы – обычные машины любых марок. В отличие от черных кебов, их не «ловят» на улице, а вызывают заранее. Чтобы стать водителем мини-кеба, требуется запросить у местных властей лицензию и сдать несложный экзамен на знание техники безопасности и карты города. Мини-кебы доминируют везде, кроме Лондона – территории знаменитых черных кебов.

КАК И КРАСНЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ БУДКИ или Тауэр, черные кебы – символ британской столицы. Поездки на них стоят дорого: 4 фунта стерлингов за посадку и 1,5–2,5 фунта за километр. Цена оправдана высоким качеством услуг. Как принято еще с XIX века, водители кебов Лондона должны выдержать серьезные испытания, чтобы получить лицензию. Учеба длится 2–3 года. Кебмен должен знать все 25 тыс. лондонских улиц, тысячи адресов самых разных заведений. Итоговый экзамен сдают только 25–30 % кандидатов, а проводится он так: экзаменатор ставит две точки на карте города и просит назвать точные адреса этих пунктов и лучший маршрут от одного к другому. При этом он не постесняется шуметь, пока испытуемый думает над ответом, ведь во время реальной работы никто не будет соблюдать тишину, чтобы кебмен мог собраться с мыслями. И так несколько раз, пока наставник не решит, что испытуемый достаточно хорош. Поэтому кебмены, гордые своей подготовкой, презрительно отвергают навигаторы. 
LEVC TX –  гибридный электромобиль, ранее известный как TX5. www.motortrend.ca
ЛОНДОНЦЫ ЛАСКОВО НАЗЫВАЮТ эти такси «кебби» за традиционный английский облик. Обязательны высокий потолок салона, позволяющий пассажиру не снимать цилиндр, акцентированная и напоминающая двуколку задняя часть кузова и почти всегда – черный цвет. Важен и простор. Такси могут везти до пяти пассажиров и немалый багаж. Канонической моделью черного кеба стал Austin FX4 1958 года, выпускавшийся до 1997-го. Потом обрели популярность TX1 и TX4 (эту модель 2007 года сегодня можно встретить чаще всего). А в 2017-м презентован TX5 – шестиместный электромобиль. Встречаются и другие модели черных кебов: MCW Metrocab (с 1987 года) и Mercedec Vito Taxi (c 2009-го).
Первый автомобиль, использовавшийся в качестве такси, появился в Лондоне в 1897 году. Предприниматель У. Берси сделал ставку на электромобили, но тогда они не прижились, и его компания London Electric Cab быстро разорилась. В 2023 году весь лондонский парк такси планируется укомплектовать электромобилями, что возвратит английское такси к его истокам.
США: бизнес за рулем 
Первые американские такси появились в 1896 году. Спустя четыре года по Нью-Йорку их ездило уже больше сотни, а сегодня в США 234 тыс. такси. В основном они принадлежат фирмам, с которыми за процент от сделки работают лицензированные водители. В годы Великой депрессии в эту отрасль потянулись тысячи людей, и таксистов стало больше, чем требовал рынок. В 1930-е государству пришлось вводить в крупных городах систему медалей такси. 
Выдаваемая городскими властями медаль дает право легально заниматься извозом. Знание города не так важно (экзамен – формальная процедура), а важна платежеспособность. Если первая медаль в Нью-Йорке была продана в 1937 году всего за $10, то в 2014-мцена перевалила за миллион. В других городах тоже придется выложить немало. Количество медалей лимитировано (в Нью-Йорке – около 13,5 тыс.) и редко меняется, отсюда такие цены. Работают на машинах с медалями около 40 тыс. человек посменно, так что автомобили в этом городе почти не стоят.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ водителей такси в США невероятно пестрый. Когда-то было много русских шоферов (особенно в Нью-Йорке последней четверти ХХ века). Помните, как в фильме «Брат 2» Данила Багров, прилетев в Нью-Йорк, сразу встретил русского таксиста, сетующего, что еще один «приперся сюда»? В наши дни за рулем сидят в основном выходцы из Южной Азии и Латинской Америки. Такое занятие не требует хорошего английского и позволяет сразу начать зарабатывать. А потом можно найти что-то другое. Трудиться в такси нелегко. Так как нужно арендовать машину с медалью, каждая минута простоя – убытки, что обостряет конкуренцию. Здесь плох тот, кто не мечтает стать «королем такси», то есть владельцем нескольких медалей. Одним из таких «королей» стал уроженец Ленинграда Евгений Фридман, сумевший построить путем разных скандальных махинаций таксопарк из 800 машин. 
Такси с медалью. Фото: Jonno Rattman, www.bloomberg.com
Работа таксиста в США считается очень непривлекательной наряду с работой кровельщика или лесоруба. Это одна из самых опасных профессий, особенно в Нью-Йорке. В 2000 году Министерство труда США опубликовало статистику, по которой таксист имеет в 60 раз больше шансов быть убитым на работе, чем представители других профессий. Опаснее только работа полицейского. Сейчас ситуация несколько улучшилась, и теперь риск водителя быть убитым выше не в 60 раз, а только в 20.

UBER И ДРУГИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ СЕГОДНЯ – серьезная угроза традиционной системе такси в США. Падают цены на медали, а заработок шоферов становится нестабильным. Раньше нелегалов (тех, кто «бомбил» без лицензии) таксисты ловили на стоянках и делали им внушение. Сейчас это невозможно, так как с приложением необходимость зазывать пассажиров на улице отпала. Решение проблемы пока не найдено, а такси как способ реализации «американской мечты» для мигрантов может утратить свое значение.


Франция: такси с богатой историей 
Как и в США, французские таксисты лицензируются, и их количество лимитировано. Хотя цены на право водить такси во Франции скромнее американских, они все-таки доходят до 100 тыс. евро. Также здесь еще с начала ХХ века много водителей самых разных национальностей: арабов, африканцев, выходцев из Восточной Европы. Однако профессия таксиста во Франции уже более ста лет пользуется большим уважением. Как считают французы, шоферы такси спасли страну во время Первой мировой войны. В ночь с 6 на 7 сентября 1914 года, когда судьба Франции висела на волоске, а немцы не сомневались, что возьмут Париж, около 1100 парижских такси сделали по два рейса на фронт недалеко от столицы. Таксисты показали тогда единство нации перед лицом опасности. Они доставили на поле боя более 6 тыс. человек, и французы отстояли столицу. Хотя в битве участвовало более миллиона воинов, и численно это был вряд ли решающий вклад, легенда о шоферах-спасителях популярна до сих пор. 
Французское такси Renault AG1 Landaulets, www.independent.co.uk
Кстати, героические таксисты в основном ездили на Renault AG1 Landaulets, многие из которых принадлежали французской компании G-7. Она существует и сегодня и занимает первое место среди таксомоторных компаний в Европе. G-7 принадлежит половина всех парижских такси (более 9 тыс. машин) и еще множество в 150 французских городах и 20 странах Европы. 
Французские таксисты и сегодня демонстрируют высокий уровень солидарности. Из-за их решительных протестов Uber во Франции работает лишь частично, только дорогостоящий сегмент. 
В Париже часто можно встретить такси с такими фонарями. Включенный фонарь означает не только готовность водителя принять пассажиров, но и тариф, по которому они будут платить. Тариф А – €1,06 за км с 10 до 17 часов, В – €1,3 с 17 до 10 и по воскресеньям и праздникам, С – €1,58 с полуночи до 7 утра по праздникам и воскресеньям. 
КАК И ВО МНОГИХ СТРАНАХ МИРА, французское такси – социальный лифт для мигрантов. Одними из первых в этой стране его использовали выходцы из России. В 1920–1930-е годы в Париже жило несколько десятков тысяч русских. Около 4,5 тыс. работали шоферами такси (многие как раз в фирме G-7). За рулем сидели бывшие офицеры, адвокаты и инженеры. Работа была непростая, и русские шоферы шутили: «Шесть дней работай, седьмой – тоже». Сильно облегчала жизнь готовность к взаимопомощи. Например, «Союз русских шоферов» насчитывал более тысячи членов, имел свою библиотеку, столовую, дом отдыха, врача и юриста, а также издавал газету и журнал. Журнал «За рулем» сообщал профессиональные новости и призывал к солидарности. Одно из напечатанных в нем правил хорошего тона пришлось бы по душе всем таксистам планеты: «Не возжелай клиента ближнего твоего».

Германия: все по порядку 
В Германии мало частных таксистов, почти все шоферы работают в компаниях, которые регулярно инспектирует государство. Такси здесь практически невозможно поймать на улице, их «ловят» на стоянках, вызывают по телефону или через Интернет. Каждая машина имеет право взять не более трех пассажиров. 
В Германии редко встретишь шофера, который лихачит на дороге, или нелицензированного водителя. Все таксисты лицензируются, проходят обучение и имеют право брать клиентов только в определенных районах. Городские и муниципальные власти четко делят «сферы влияния», чтобы каждая компания могла удержаться на плаву.

Немцы были пионерами в сфере такси. Первое такси принадлежало бизнесменам Ф. Лутцманну и Э. Коху и появилось в Германии еще в 1893 году, в Дессау. 
БЛАГОДАРЯ замечательной организации и доступности общественного транспорта такси в Германии – один из самых непопулярных способов передвижения. Во всей стране такси около 50 тыс., а в Берлине всего 7 тыс. – значительно меньше, чем столицах других больших европейских стран. И количество их постепенно снижается. Чтобы выжить в усложняющихся условиях рынка, компании такси предлагают самые разнообразные сервисы. Например, если вы из России, в Берлине можно заказать «русское такси» с русскоговорящим водителем. А если вы очень любите такси, но хотели бы ездить подешевле, вам предложат месячный абонемент по цене около €500 евро на безлимитные поездки. Обычная цена услуг немецкого такси ниже английской и сопоставима с американскими и французскими ценами: за посадку пассажир заплатит €3–4 и около €1,5–2 за километр.

Юго-Восточная Азия 
Экзотический мир Юго-Восточной Азии экзотичен во всем. Здесь такси по цвету и маркам отличаются необычайной пестротой. Например, в Гонконге в основном красные такси, но есть голубые и зеленые. А в Таиланде, Вьетнаме и Малайзии можно встретить розовые, желто-зеленые и красно-синие. Весьма разнообразны и транспортные средства. Помимо автомобилей, очень распространены вело- и мототакси. В Индии, Пакистане, Тайланде и Индонезии особенно часто встречаются моторикши на трициклах – трехколесных мотоциклах с крышами. Сконструированы они так, что некоторые способны взять «на борт» несколько взрослых человек. Крыши нередко привариваются и украшаются хозяевами трициклов самостоятельно, и здесь им открывается огромный простор для творчества, поэтому в Юго-Восточной Азии уникальных такси больше, чем где бы то ни было. И они гораздо дешевле европейских. В среднем поездка обойдется в $0,5–1 за километр. В туристических районах Индонезии или Малайзии можно нанять такси на несколько часов за $20–30. 

Такси в Юго-Восточной Азии – зачастую самый лучший и доступный способ передвижения, так как общественный транспорт развит слабо. Пассажиру здесь стоит быть осторожным, особенно иностранцу. Шоферы яростно торгуются с клиентами и почти никогда не используют счетчики, а цена может сильно зависеть от того, как вашу платежеспособность оценят по внешнему виду. 
К счастью, современные технологии позволяют назначить цену поездки быстрее и проще. Таксисты Юго-Восточной Азии тоже полюбили онлайн-сервисы, помогающие найти клиентов. Аналоги Uber многочисленны: в Индии это приложение Ola, в Китае – Didi, в Малайзии, Индонезии, Тайланде и на Филиппинах популярен Grab Taxi, а в Корее пользуются приложением с забавным названием Kakao Taxi.
Coco Taxi, Куба. Фото: Istock

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK