Серый – естественный цвет ткани, из которого шинель пошита. Окраска сукна существенно поднимает его стоимость. К примеру, в 1916 году аршин некрашеного сукна стоил 72 тогдашних копейки, а крашеного – уже 84. Если надо обмундировать дружину или оруженосцев, это не очень затратно, поэтому немногочисленные средневековые вооруженные отряды и щеголяли буйством расцветок. Другое дело, когда в бой вступают миллионные армии, – здесь каждая непотраченная копейка дает в сумме существенную экономию оборонного бюджета. Но вернемся к началу истории.
САМО ОПРЕДЕЛЕНИЕ шинели достаточно точное, энциклопедические словари трактуют его как «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком». Зачем нужны складка и хлястик? После расстегивания хлястика, удерживающего складку (или складки – их бывало до шести!), шинель раскладывалась, превращаясь в одеяло или плащ-палатку, в которую можно закутаться полностью, с головой.
Почему шинели делали из шерстяного сукна? Потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию тканей, от кожи молодого дерматина до меха чебурашки, упускают из вида тот факт, что когда-то в Европе материалов для изготовления тканей было только три: шерсть, лен и пенька. Лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и плохо окрашивался. Пеньку изготавливали из стеблей конопли, вымачивая их многие месяцы в воде, ткань из нее получалась грубой, «дерюжной», поэтому пенька шла на веревки и канаты. «А хлопок?» – спросите вы. А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но не в Европе. Его привозили из Индии в виде сырца и использовали, в основном, для производства свечных фитилей. Массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, в конце XVIII – начале XIX века.
ВПЕРВЫЕ ШИНЕЛЬ как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии в 1780 году. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку, но очень быстро приобрела классические очертания и распространилась по Европе. Внешний вид шинелей разных стран не особо отличался: варьировались только цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.
Производство обмундирования очень стимулировало легкую промышленность и животноводство. В Пруссии оно достигло такого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русские вывозили еще 20 тыс. кусков ежегодно. И его в России не хватало, так что по приказу Петра I появились Московские и Казанские суконные фабрики. Забегая вперед, приведу пример: в Первую мировую войну в российскую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалось, в среднем, шерсти с двух овец. Считайте! (Рекорд по шинелям во Вторую мировую тоже принадлежит нашей стране – 38 млн.)
В Россию шинель пришла в конце XVII века на замену епанче – так назывался суконный плащ, верхняя одежда армии екатерининских времен (рис. 1). Автором радикальной реформы был Павел I, обожавший все прусское. На следующий день после восхождения на престол он издал указ о переходе армейского обмундирования на прусский образец и ввел новую верхнюю одежду – шинель. Своя сермяжная правда в этом была: к примеру, гвардейский офицерский мундир эпохи Екатерины II стоил 122 рубля – треть годового жалования, а мундир по павловскому указу – на 100 рублей меньше. Но армейцы эту одежду ненавидели из-за неудобства и старомодности. Общее мнение выразил фельдмаршал Суворов: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Однако шинель все же распробовали: после скорой смерти императора, когда все с облегчением сняли павловскую форму и достали припрятанное обмундирование екатерининских времен, шинель осталась в русской армии.
Ее покрой менялся со временем, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде. Довольно сильное влияние на крой оказала война с Францией, которая началась с 1805 года. Сравните наряд наполеоновца и русского солдата (рис. 2 и 3). Шинель стала короче, стоячий ворот удлинился.
Рисунок 2
Рисунок 3 Еще через полвека шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, а стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны (рис. 4)
Рисунок 4 Шинели для пехоты и кавалерии отличались: у кавалеристов она была с разрезной шлицей и существенно длиннее, чтобы при езде верхом полы закрывали ноги лошади и служили попоной. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной для утепления плеч, а у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерин было две. На рис. 5 обер-офицер (младший командный состав) лейб-гвардии Измайловского полка в офицерской шинели, апрель 1864 года.
Рисунок 5
В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917 года, изменения касались количества пуговиц и способа застегивания (у солдат – на крючки), удаления пелерин и других незначительных моментов. Вот шинель для нижних чинов образца 1911 года. Во время войны офицеры частей обязаны были носить предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия (рис. 6).
Рисунок 6
А вот история появления послереволюционной шинели запутана и полна мифов. Первые отряды Красной гвардии одевались кто во что горазд – главное, чтобы красный бант на одежде или красная лента на головном уборе. Все это отдавало каким-то цыганским разноцветьем, и руководство республики быстро уяснило необходимость единой формы одежды для войск. Ее создание в 1918 году регламентировали сразу три весенних приказа наркома по военным делам – № 306, 380 и 628. Упоминаю их здесь как аргументы в споре с распространенным мифом о том, что обмундирование патриотического вида художник Васнецов разработал еще до революции, и предназначалось оно для парада в Берлине или Константинополе. Однако Васнецов в конкурсе на лучший проект шинели все же участвовал, и Кустодиев тоже, и многие другие известные художники. Для выставки эскизов отвели гимнастический зал 5-й гимназии в Москве, который, по воспоминаниям участников, был забит рисунками и образцами. На рис. 7 – утвержденные образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками на груди (цвет – по роду войск) и кожаными лаптями были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками на груди, из цветного сукна в соответствии с родом войск.
Рисунок 7
Эти цветные нагрудные клапаны почти сразу отменили – они демаскируют солдата в бою, а воротник и обшлага стали изготавливаться из сукна того же цвета, что и шинель (рис. 8).
Рисунок 8
В 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, на четырех пуговицах, а для рядового и сержантского состава – однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту (рис. 9).
Рисунок 9
И примерно в таком виде шинель существовала до конца XX века, почти без значимых изменений. Были, конечно, неформальные попытки как-то ее облагородить, придать неказистой форме элементы шика. Например, солдаты наглаживали на шинелях «стрелки» с помощью мыла и расчесывали сукно стальными щетками – до такой степени, что казалось, будто она изготовлена из мохера. Офицеры, зашивая складку на спине, подгоняли шинель по фигуре, и она сидела как влитая. В какой-то момент было модно называть шинель «пальто». В него-то она и превратилась со временем.
СЕЙЧАС В НАШЕЙ АРМИИ шинели нет. При смене концепции ведения боевых действий она потеряла свою актуальность. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий шинель была универсальной, дешевой и поистине незаменимой одеждой. Но оказалась неудобной, тяжелой, путающейся в ногах при маневренном бое в современной «войне моторов». Уже по итогам кампании в Афганистане стало ясно, что обмундирование устарело и нуждается в приведении к современным реалиям. В связи с развалом СССР этот процесс затянулся, и только в 1994 году шинель сменили на пальто, без складки и хлястика. Сейчас это только вид повседневной или парадной формы. Верхняя одежда в полевых и боевых условиях – это куртки и бушлаты. Так что шинель – это уже история, но вспоминать ее добрым словом будут, наверное, еще очень долго.