Ожидается, что уже в ближайшем будущем разработка, представленная специалистами из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», может найти своё применение в рамках программы развития электротранспорта в Москве.
В последние несколько лет рост популярности электротранспорта демонстрирует всё большие и большие значения. По данным экспертов, внедрение новой энергетики позволяет уменьшить количество углекислого газа в атмосфере, а также снизить уровень шумового загрязнения в городах.
Сегодня главной проблемой использования электромобилей являются литий-ионные батареи. Производство аккумуляторов на их основе представляет собой крайне сложный технологический процесс, а последующая утилизация и переработка несёт за собой большие риски из-за взрывоопасности и токсичности веществ, входящих в состав этих энергетических элементов.
В рамках нового исследования учёные из НИТУ «МИСиС»
разработали и представили универсальный метод вскрытия батарей, ресурс которых был полностью выработан, при помощи запатентованной криогенно-вакуумной установки. Новый способ позволяет минимизировать риски и безопасно извлекать литий и диоксид марганца из аккумуляторных батарей, в том числе из особо взрывоопасных электрохимических систем.
«Технология представляет собой многоступенчатую цепочку, которая включает в себя извлечение элементов аккумулятора, получение в ходе выщелачивания нержавеющей стали, никеля и титана, и ряда отдельных химических операций по выделению лития из раствора», – рассказал в комментарии пресс-службе профессор, директор Центра инжиниринга промышленных технологий НИТУ «МИСиС», Вадим Тарасов.
Уже в ближайшем будущем новый метод может не только решить вопрос безопасного и экологичного хранения литиевых батарей, но и снизить их себестоимость на 30-40 процентов.
Отмечается, что применение технологии позволяет получить из выработавших свой ресурс батарей такие вещества, как отработанный электролит, который идет на утилизацию, и ценные металлы, такие как сталь, никель, титан и литий. По оценке специалистов, новый метод может найти своё применение на предприятиях Московского региона уже в 2021-2022 годах.
Фото: НИТУ «МИСиС»