Красивый и агрессивный: каким будет болид Формулы-1
Хуже уже не будет?
В декабре сезон Формулы-1 2019 года подошел к концу: вместе с финальным соревнованием, которое прошло на трассе Яс-Марина в Абу-Даби. Победитель, впрочем, был известен давно. В соревновании команд — Кубке конструкторов — весь сезон доминировал Mercedes. Иногда Ferrari навязывало ему борьбу, но результат говорит сам за себя: 739 очков против 504. Личное первенство осталось за британцем Льюисом Хэмилтоном. Тоже, кстати, довольно прогнозируемо.
Mercedes AMG F1 W10 EQ Power+. Фото: Lukas RaichЕсть еще один негативный момент, на который указывают фанаты: речь идет о внешнем виде болидов. Ужасно уродливые носы и смешная (если смотреть спереди) защитная система Halo: все это «лаконично» дополняет писк 1,6-литровых турбированных гибридных двигателей V6. Впрочем, кому-то и это, наверняка, пришлось по вкусу.
Но этот облик машин не вечен. Еще весной этого года, например, стало известно, что в 2020-м команды не смогут покупать у других гоночных коллективов воздуховоды тормозов: их придется разрабатывать самостоятельно. Но это все условно «мелочи» на фоне изменений, с которыми столкнутся команды в 2021 году.
Ferrari SF90. Фото: carpixel.net
Что день грядущий…
Свои требования Международная автомобильная федерация сформулировала давно. В тезисном варианте они выглядят следующим образом:
- Машины должны быть красивыми (обещать — не значит жениться);
- Обгоны должны быть более частыми (старая песня о главном);
- Разработка и доработка машин должны стоить дешевле (фантастика в соседнем отделе);
- Разница на трассе между самой быстрой и самой медленной командой должна сократиться (если кратко, то этого не произойдет).
Такие вот очевидные выводы сделали специалисты. А теперь посмотрим на изменения более детально. Первым важным изменением называют граунд-эффект. В 2019 году основную часть прижимной силы генерировали передние и задние антикрылья: предполагается, что в 2021 году очень существенную роль будет играть увеличенный в размерах диффузор, который будет «вытягивать» воздух из-под днища болида. Переднее антикрыло будет меньше в размерах, заднее — ниже. От боковых дефлекторов откажутся. Согласно концепции, машина будет терять не более 5-10% прижимной силы, находясь в десяти метрах позади другой. В нынешнем сезоне потери достигали 50%.
Модель образца 2021 года. Фото: Формула-1
Что сразу обратит на себя внимание — это колеса. Вместо 13-дюймовых колесных дисков будут 18-дюймовые. Если говорить о последствиях кратко, то они неоднозначны. Создавать тормоза командам теперь будет легче, но с другой стороны, по мнению экспертов, уменьшится и скорость машин. Это, впрочем, не станет серьезной проблемой для зрителей. Им важна не столько номинальная скорость, сколько насыщенная борьба.
В обозримом будущем (а именно — в 2021 году) машины станут тяжелей на 25 килограмм. Кокпиты или говоря по-простому кабины — вытянутся, чтобы все пилоты чувствовали себя комфортно. А еще они станут шире. Кстати, жуткую на вид систему Halo (огромный «обруч» над гонщиком) хотят облагородить: внешне она будет выглядеть естественней, а не как инородный элемент. Но все равно этот комплекс явно не красит болид. С другой стороны, закрытый фонарь, как на самолетах-истребителях, мы очевидно, в обозримом будущем не увидим. Во-первых — это довольно дорого, а во-вторых, не всем гонщикам это по душе.
Что касается двигателей — тут без изменений. Организаторы решили оставить все тот же 1,6-литровый гибридный турбомотор V6. Он отвечает как требованиям экологичности, так и интересам рядовых автопроизводителей. На самом деле, это решение, несмотря на «странное» звучание моторов, вполне оправдано. При переходе на новый двигатель расходы на разработку машин непременно бы возросли, так что говорить про какую-то экономию и защиту команд-новичков в данном случае было бы неуместно.
Что касается изменений в календаре соревнований, то это отдельный разговор. Об этом мы поговорим как-нибудь потом.
Конкурс, но не красоты
Самое интересное. Как же при всем при этом будут выглядеть машины? В августе на официальном сайте F1 опубликовали кадры из аэродинамической трубы, где продувают модель автомобиля, сконструированного по новым правилам. Выглядела модель симпатично.
«Результаты превзошли мои ожидания на старте проекта, — заявил технический руководитель Формулы 1 Пэт Симондс, — с той конфигурацией, которая есть у нас на настоящий момент, они выглядят потрясающе».
Если подытожить, то ситуация видится неоднозначной. Начнем с хорошего. Обгонов должно стать больше. Машины должны стать красивее и дешевеле (по крайней мере, в теории). При этом организаторы Формулы 1 вовсе не хотят сделать их идентичными. Форму носа, например, команда сможет выбрать сама. Это однозначный плюс.
Теперь о плохом. Мы уже столько раз за последние годы становились свидетелями жутких метаморфоз, что в «чудо» не сильно верится. Что мешало сделать машины красивее раньше? Неужто требования безопасности настолько сильно шли вразрез с привычной миллионам эстетикой Формулы-1? Проблема еще и в том, что как показывает практика, разработчики думают о красоте машин в последнюю очередь: им намного важнее «лазейки» в регламенте и результат на трассе. Нам же остается только надеяться на лучшее.
Один из концептов нового болида. Фото: F1
Электромобили наступают
Предположим, что все получилось, и новый регламент всех устроит. Что дальше? Есть мнение, что в будущем Формула-1 трансформируется в некое подобие Формулы E. Это, напомним, класс автогонок, в которых используют электромобили с открытыми колесами. Дебют гонок состоялся 13 сентября 2014 года в Пекине.
Впрочем, видимо, не все так плохо. Руководитель Формулы-1 Чейз Кэри считает, что это совсем разные направления. «Невозможно представить себе, что Формула E заменит Формулу-1. Ни один электрокар не способен проехать 300 километров на скорости Формулы-1. Думаю, для этого нужны десятилетия, если это вообще произойдет. Все просто — сейчас гибридный двигатель является наилучшим выбором», — заявил он совсем недавно.
Пожалуй, можно с этим согласиться. Конечно, в будущем мы можем увидеть электромобили, которыми будут управлять роботы Boston Dynamics. Но это произойдет не скоро. Если произойдет.
Фото: Формула-1
Технологии
Илья Ведмеденко