Изучено влияние гидрофобных покрытий на обледенение самолётов
Чтобы бороться с обледенением самолётов, их перед взлётом обрабатывают специальными жидкостями, которые образуют защитную плёнку. Но их действия хватает только на время взлёта: по мере разгона самолёта остатки жидкости сдуваются с поверхности корпуса. Поэтому во время полёта воздушные суда защищают о льда с помощью специальных систем: надувных протекторов или подогрева. Для усиления их эффекта также разрабатываются гидрофобные покрытия, отталкивающие воду и снижающие сцепление льда с поверхностью. Однако недавно канадские специалисты показали, что эти технологии могут помешать формированию защитной плёнки противообледенительной жидкостью.
Российские учёные решили определить, так ли это. Они провели эксперимент, в ходе которого создали условия ледяного дождя и рассмотрели образование льда на супергидрофильных поверхностях и гидрофобных алюминиевых пластинах, покрытых противообледенительными жидкостями. Выводы отечественных и канадских учёных не совпали: по данным российских исследователей, смачиваемость пластин не влияет на эффективность такой обработки. Но чем обусловлена противоположность результатов? Российские учёные считают, что она может быть связана с поверхностным натяжением и вязкостью противообледенительных жидкостей.
В дальнейшем исследователи продолжат изучать вопрос при учёте ещё одного фактора: шероховатости поверхности, которое может влиять на длительность обледенения.
Фото: class-tour.com
Технологии
Антон Тальский