я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Еловый оркестр

Итальянский мастер Антонио Страдивари всего создал более двух тысяч инструментов. Его скрипки выставляют на аукционах за миллионы долларов, а страховые компании запрещают перевозить их в одном самолете, чтобы в случае катастрофы не потерять два изделия сразу. В чем же секрет уникальности работ Страдивари? Одна из причин – особая резонансная древесина ели, растущей в Альпах.
Еловый оркестр

Фото: AFP, tdg.ch

Научный консультант: Антонов Олег Иванович, канд. с.-х. наук, доцент кафедры общей экологии, анатомии и физиологии растений СПбГЛТУ, ведущий научный сотрудник СПбНИИЛХ

Некоторые гитары стоят 5 тыс. рублей, а некоторые – 55 тыс. долларов, и разница между ними – не только в бренде и его узнаваемости, но и в древесине. В принципе, музыкальные инструменты можно сделать из многих материалов (вспомните детские гитарки из пластика), но древесина – лучший. Она делает звук мягким и насыщенным. Подходит не всякое дерево – не получится выйти во двор, срубить березу и открыть музыкальную мастерскую. Нужные деревья называются резонансными. Резонанс от латинского resono переводится в данном случае как «звучу в ответ». Речь идет о музыкальной отзывчивости дерева, его способности влиять на тембровую окраску звука. Выбор резонансных деревьев – особая задача. Они должны расти медленно, близко друг к другу, но в то же время на расстоянии. Этот отбор похож на магию – нужно учесть почву, высоту дерева, близость его к другим, фазу луны, наличие сучков. Из маленьких условий складывается ценность материала. Есть притча про старого плотника, который перед смертью сказал: «Я всех в жизни прощаю, кроме елового сучка». У ели сучки настолько плотные и прочные, что создают большие проблемы для деревообработки. Нужного дерева можно ждать долго. Но, когда оно «зазвучит», ожидание окупится красотой музыки.

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов за работой, artesaniasdecolombia.com.co

Естественно, резонансную древесину можно не только искать, но и выращивать целенаправленно. Российская империя закупала этот редкий материал за рубежом – в Альпах, Баварии, Тироли. Советский Союз не имел такой возможности и начал работать над собственным производством. Есть даже легенда о том, как маршал Михаил Тухачевский – большой поклонник музыки – помог мастеру скрипичных инструментов Большого театра. Якобы после жалобы мастера на недостаток сырья Тухачевский отдал приказ, и вскоре из Закавказья к Большому театру привезли два вагона нужных деревьев. Никаких подтверждений того, правда это или нет, не найдется. Но точно известно, что на базе Сиверского опытного лесхоза уже в 1929 году ученые проводили первые опыты по выращиванию резонансной древесины и удалению ветвей ели. Работы ведутся и сейчас – в Ленинградской области, на опытных участках Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства.

Для деревьев устраивают что-то вроде «Фабрики звезд» – отбирают самые «перспективные» из них. «Повысить качество формируемой древесины можно за счет многократной обрезки ветвей у отобранных деревьев, – рассказывает ведущий научный сотрудник СПбНИИЛХ, доцент СПбГЛТУ Олег Антонов.Изначально выбирают те, которые останутся к возрасту рубки: 80100 годам. Количество этих деревьев должно составлять 600800 штук на гектар, все должны быть расположены равномерно по площади и не иметь крупных ветвей и сучьев. Начинать работы по формированию ценной бессучковой древесины нужно в искусственных или естественных насаждениях, когда дереву 15–20 лет. Сначала при помощи штангового высотореза обрезают ветви и сучья с интервалом в пять лет до высоты 2, 4 и 6 метров. В каждом случае на дереве должно оставаться 8–10 живых мутовок (кольцо веток вокруг ствола дерева). Таким образом, к 2530-летнему возрасту необходимо сформировать шестиметровую бессучковую зону. Работы следует проводить параллельно и заподлицо к стволу, без повреждения коры, острым, хорошо отточенным инструментом».

Как и в случае с настоящими артистами «Фабрики», здесь все эти процессы индивидуальны. Да, затратно и трудоемко, но на выходе – настоящие звезды лесного мира. Своевременную обрезку ветвей добавим к регулярному разреживанию древостоев – и вуаля: получается бессучковая древесина – самое дорогое сырье, которое можно получить на лесном рынке. Почти бузинная палочка в мире волшебных палочек. Распил такого дерева дает пиломатериалы отборного сорта, в том числе – резонансную и авиационную древесину.

Еще не окрашенный ЛаГГ-3 1-й серии в сборочном цехе завода. В конструкции самолета использовалась древесина, coollib.com

Авиационная древесина применялась в авиакосмической промышленности при производстве воздушных рулей ракет-носителей P7 и лопастей вертолетных рулевых винтов. В настоящее время технология считается утерянной. Особенности авиационной древесины – ее высокая прочность, стойкость к грибковым поражениям и не горючесть.

У значительного числа «наших» образцов акустическая константа – показатель излучения звука, который зависит от динамического модуля упругости и плотности древесины – превышает оптимальное значение в 12,0 м4/кгс. То есть деревья, выращиваемые в Ленинградской области, не просто хороши, а очень хороши. Процесс производства высококачественной древесины можно сравнить с технологией превращения алмазов в бриллианты: 1 кубометр резонансного пиломатериала в России стоит в среднем около 100 тыс. руб., за рубежом их цена может доходить до $150 тыс. Поэтому «выращивание» резонансной древесины всегда рентабельно, несмотря на все сложности. Но главный резон – даже не финансовая выгода, а сами материалы для производства музыкальных инструментов. Говорят, что оркестр начинается с дирижера. На самом деле, оркестр начинается с высоких крон целевых деревьев.


Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK