я могу писать, размышлять и анализировать
"Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания" ©Стивен Хокинг
Илья Ведмеденко
Все записи
текст

Быстрый, смертоносный, дорогой: новый российский перехватчик

Перспективный истребитель МиГ-41 грозится стать самым быстрым воздушным бойцом, но этого может оказаться недостаточно, ведь главными противниками для него станут не только вражеские самолеты, но и время.
Быстрый, смертоносный, дорогой: новый российский перехватчик
Фото: Alexander Yartsev, artstation.com

Преемник «Лисьей гончей»

Проект российского перехватчика МиГ-41, словно феникс, восстал из пепла. Про него и раньше вспоминали, однако до последнего времени о машине мало кто говорил всерьез. Поворотной точкой можно назвать январь 2021-го, когда о создании самолета объявили официально.

Что же такое перехватчик? И чем он отличается от многофункционального истребителя? В годы холодной войны типов боевых машин было больше, и каждая решала определенные задачи. Например, перехватчик боролся с бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Его сложно назвать маневренной машиной, но зато он обладает высокой скоростью, мощной радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами, позволяющими поражать цели далеко за пределами прямой видимости.

Появление таких самолетов, как американский F-15 или советский Су-27, стерло грань между типами истребителей, ведь эти машины могли не только вести маневренный воздушный ближний бой, но и были способны поражать цели на очень большой дистанции. Поэтому США отказались от узкоспециализированных перехватчиков в пользу многоцелевых машин. У России в этом смысле сложилась иная ситуация, ведь Советский Союз оставил ей в наследство большой парк уникальных перехватчиков МиГ-31 (Foxhound или «Лисья гончая» в классификации NATO). Машина и сейчас остается самым быстрым боевым самолетом в мире, развивая скорость до 3 тыс. км/ч.

МиГ-31. Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net

Россия улучшила часть перехватчиков до версии МиГ-31БМ, однако физическое устаревание самолета никуда не делось. Кроме простого желания получить замену МиГ-31, есть еще один фактор, вынуждающий говорить о новом истребителе. Россия – самая большая страна в мире. Огромная протяженность границ диктует свои правила игры. Гипотетический противник может нанести ракетный удар с разных направлений, так что перехватчик должен быть быстрым, обладать достаточным боевым радиусом и иметь возможность постоять за себя в бою.

Перспективную машину «МиГ» создает с 2013 года. Главный вопрос можно сформулировать так: станет ли самолет очередной модификацией МиГ-31 или же это будет совершенно новая машина? Постараемся разобраться.

Общая концепция

МиГ-31 – заслуженный самолет, но объективно старый. В теории перехватчик можно модернизировать до «бесконечности», однако есть вопросы, которые не удастся решить таким путем. Главный из них – малозаметность. Если новый самолет хотят сделать по-настоящему современным, его придется создавать по стелс-технологии, а достичь этого на старой базе не получится. Дело в том, что МиГ-31 никогда не создавался в качестве стелса, а чтобы соответствовать требованиям технологии, самолет изначально должен иметь малозаметные черты. Наглядные примеры – американские истребители F-22 и F-35 с их знаменитыми «рублеными» формами. Можно еще вспомнить самый первый стелс – ударный самолет F-117 Nighthawk.

F-22. Фото: Andy Dunaway, wikipedia.orgF-117 Nighthawk («Ночной ястреб»). Фото: Aaron Allmon II, wikipedia.org

Стелс-технология – комплекс мер, призванных сделать боевую машину незаметной. Чтобы самолет не был виден в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра, ему придают специально разработанные геометрические формы и используют радиопоглощающие материалы и покрытия в корпусе. Это уменьшает радиус обнаружения и увеличивает выживаемость боевой машины.

Летно-технические характеристики

Как заявил руководитель самолетостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко, скорость истребителя-перехватчика будет более 5 тыс. км/ч! Звучит как преувеличение, ведь речь идет о скорости, близкой к гиперзвуковой. Это поставит перед инженерами задачи, разрешить которые будет очень сложно: они касаются прочности планера, выбора силовой установки, принципа работы системы вооружения и многого другого. Не говоря уже о цене комплекса, которая при таких характеристиках будет просто заоблачной. Скорее всего, возможности машины окажутся скромней.

Проект МиГ-41, alternathistory.com

Характеристики (предположительные) МиГ-41:

Экипаж: 1–2 человека
Максимальная скорость: более 3 тыс. км/ч
Крейсерская скорость: более 2 тыс. км/ч
Боевой радиус: около 1 тыс. км
Практический потолок: 30 тыс. м
Двигатели: два турбореактивных двигателя неизвестного типа

В целом самолет правильней считать не «революцией», а «эволюцией» (по сравнению с МиГ-31). При этом он будет самым быстрым боевым самолетом на Земле, обойдя в том числе советский Foxhound. Сейчас ни Европа, ни Китай, ни США, насколько можно судить, ничего подобного не выпускают. Пентагон создает два истребителя шестого поколения – для ВВС и Военно-морских сил США. Первый известен как NGAD, второй знают как F/A-XX. Но в качестве аналогов МиГ-41 их тоже нельзя рассматривать: эти самолеты делают для замены многоцелевых F-22 и F/A-18, а значит, они почти наверняка тоже будут многофункциональными машинами.

Вооружение и бортовая электроника

О том, какую именно электронику получит самолет, судить определенно рано. Между тем, несложно определить тип РЛС. Современные истребители, такие как упомянутый выше Су-57, имеют радиолокационные станции с активными фазированными антенными решетками (АФАР). Сейчас это самый совершенный тип бортовых РЛС: они не только обеспечивают высокую эффективность обнаружения целей, но и демонстрируют высочайшую надежность. Станция с АФАР состоит из множества «автономных» модулей, так что, даже если один из них выйдет из строя, это не должно привести к отказу всей РЛС.

Если говорить о дальности обнаружения целей типа «истребитель», то самые современные бортовые РЛС могут выявлять их на дистанции свыше 400 км. Этого новому «МиГу» будет вполне достаточно.

Другой важный вопрос – это вооружение. Основное оружие любого перехватчика – ракеты класса «воздух-воздух», способные поражать воздушные цели на дальность свыше 100 км. Способность применять такие ракеты – одно из главных отличий перехватчика от многофункционального истребителя, использующего для борьбы с воздушными целями более дешевые и маневренные ракеты средней дальности, наподобие американских AIM-120 AMRAAM.

Главным оружием МиГ-41 на первом этапе могут стать Р-37 – крупная и тяжелая ракета с максимальной дальностью пуска 300+ км. Почти «идеальное» оружие против маломаневренных целей, а если придется иметь дело с истребителями, то самолет, скорее всего, сможет применить Р-77 – российский аналог AMRAAM-а.

Р-37. Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net

Это далеко не все. В прошлом году СМИ сообщили, что МиГ-41 хотят вооружить уникальной системой – многофункциональным ракетным комплексом дальнего перехвата (МФРК ДП) с разделяющейся боевой частью. Действует он примерно так: выйдя на рубеж атаки, перехватчик должен запустить тяжелый скоростной боеприпас, который доставит на расстояние в несколько сотен километров боевую часть, оснащенную несколькими ракетами «воздух-воздух». В заданной точке они отделятся, приступив к самостоятельному поиску целей. Последнего хотят достичь за счет активной головки самонаведения: такие, например, установлены на ракетах Р-77. В целом, подобный подход позволит еще больше увеличить дальность поражения целей, почти полностью обезопасив самолет от атак неприятеля.

Таким образом, вооружение самолета (предположительное) выглядит следующим образом:

– ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности типа Р-37/Р-37М;

– многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МФРК ДП);

– ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-77;

– ракеты малой дальности типа Р-74М.

Потенциальное вооружение МиГ-41 — так может выглядеть перехватчик. Фото: Alexander Yartsev, artstation.com
Ради сохранения малозаметности оружие почти наверняка будет размещено внутри: МиГ может получить от двух до четырех отсеков вооружений, подобно тому, как это мы видим на примере F-35 и Су-57. Трудно спрогнозировать сроки. Скорее всего, принятия самолета на вооружение стоит ждать не раньше 2030 года, а первый полет прототип может совершить примерно в 2025 году. Если ничего не изменится, Россия в будущем может получить самый мощный истребитель-перехватчик в мире – самолет, который не имеет прямых аналогов, как бы банально это ни звучало.


Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK