БПЛА «Охотник» или то, о чем не принято говорить
Полетели
После первого полета прототипа истребителя Су-57, который состоялся 29 января 2010 года, произошел «застой». Нет, интерес к современной отечественной авиации не упал: он даже возрос на фоне вполне некоторых успехов военно-промышленного комплекса. Просто пропала интрига, без которой любителям авиации сложно представить свое существование.
Выход нашелся. В 2012 году стало известно, что компания «Сухой» разработает тяжелый ударный беспилотник. Причем это будет не просто аналог американских Reaper или Predator, а по-настоящему крупный БПЛА, способный в теории заменить реактивные боевые самолеты. Некоторые эксперты настолько воодушевились, что стали говорить об «истребителе шестого поколения» (сейчас последним является пятое, к которому принадлежит как вышеупомянутый Су-57, так и американские F-35 и F-22 Raptor).
Это, конечно, огромное преувеличение, но здесь нужно учесть еще один момент. Россия до сих пор не построила ни одного полноценного ударного БПЛА. Хотя разведчики разных классов давно и вполне успешно производят, и их использует армия. То есть, даже если убрать абсурдный тезис о «шестом поколении», значимость программы для страны сложно переоценить.
Очевидно, что, получив собственные крупные военные БПЛА, Россия войдет в «элитный» клуб высокотехнологичных стран мира, способных производить такое оружие. Серьезная заявка на успех: как для авиастроителей, так и для политического руководства. Для которого оборонка — это «священная корова», и она должна идти впереди всей страны.
3 августа 2019 года российский БПЛА «Охотник» наконец-то поднялся в небо. Основная масса любителей авиации не скрывала восторга: построенный по аэродинамической схеме летающее крыло аппарат имел ярко выраженные признаки стелс-технологии. А его габариты в теории позволяли разместить внутри солидное вооружение: например, две ракеты класса «воздух-поверхность». Или две бомбы калибра 250 или даже 500 килограмм.
Но это, повторимся, в теории. Самое главное, о чем нужно говорить — это отсутствии подтвержденных характеристик. По сути, почти все заявления о максимальной скорости, дальности и боевой нагрузке имеют спекулятивный характер, хотя провластные (и не только) СМИ любят на них опираться. Один пример: схема «летающее крыло» не оптимизирована для сверхзвукового полета. Но русскоязычная Википедия до сих пор указывает возможную максимальную скорость БПЛА в 1400 километров в час, что значительно выше скорости звука. При этом энциклопедия ссылается на западного военного обозревателя Петра Бутовского из журнала Air & Cosmos, который не имеет прямого отношения к разработке «Охотника».
Возьмем на себя смелость заявить, что характеристики С-70 «Охотник» близки к характеристикам американского дозвукового X-47B от компании Northrop Grumman. По сути, российский аппарат — прямой аналог детища США. Последний, напомним, совершил первый полет еще в 2011 году: сейчас программу уже закрыли. Максимальная скорость БПЛА в открытых источниках указывалась в 990 километров в час, крейсерская скорость — в 530. Дальность полета X-47B могла достигать 3900 километров.
Планы и реалии. Применение БПЛА
Такие показатели — совсем не плохо для БПЛА. Куда важней другое, а именно — соответствие стелс-технологи. Никакая сверхзвуковая скорость сама по себе уже давно не спасает от вражеских ракет, зато спасти может малозаметность. Именно поэтому как перспективный стратегический бомбардировщик США, так и новый китайский «бомбер» создаются дозвуковыми и «невидимыми».
И здесь есть одна важная деталь, которая отличает российские БПЛА от американского дрона. Показанный образец имеет круглое сопло, которое увеличивает инфракрасную заметность БПЛА. Понимают это и создатели: в августе 2019 года появились фотографии макета С-70 «Охотник», на которых аппарат имел плоское сопло, как у X-47B и F-22. «Тот прототип, что летает в паре с Су-57 — образец-демонстратор, построенный для отработки летных характеристик и системы автоматического управления на взлете и посадке. Изделие, представленное в модели — это, естественно, развитие темы образца демонстратора, только уже в виде, пригодном для серийного производства и эксплуатации по задачам Министерства обороны» — заявил телеканалу «Звезда» представитель «Сухого» на авиасалоне МАКС-2019.
Заявление весьма любопытное. И не только в контексте доработок беспилотника. Представитель компании-разработчика четко заявил, что существующий в единственном экземпляре «Охотник» — всего лишь демонстратор технологий. То есть, не предсерийный образец и даже не прототип. Так что в текущем виде он никак не может быть принят на вооружение.
Тем не менее, СМИ часто называют в качестве даты принятия на вооружение 2020-й год, что никак не может соответствовать действительности. В реальной жизни с момента первого полета демонстратора технологий и до принятия комплекса на вооружение может пройти десять или даже пятнадцать лет. То есть, построенный на основе полученного сейчас опыта ударный БПЛА России, вероятно, появится ближе к 2030-му. Это нормальная мировая практика, то есть, нельзя сказать, что программа «мертва».
В целом, «Охотник» — сложная и противоречивая разработка, сведений о которой почти нет. Но важнейшим риском видятся даже не характеристики машины, а ее концепция. Напомним, что сейчас такого бесплотника нет на вооружении ни у одной страны мира. Похожие на «Охотника» европейские Taranis и Dassault nEUROn, вероятно, никогда не станут серийными, так навсегда и оставшись смелым экспериментом. А американцы, как уже отмечалось выше, свернули разработку своего малозаметного ударного БПЛА X-47B (потратив на него, кстати, около миллиарда долларов).
Проблема в том, что цена крупного малозаметного ударного беспилотника может быть сравнима с ценой пилотируемого боевого самолета. По умолчанию более многофункционального и проверенного средства ведения войны. Судя по всему, мир далек от понимания того, каким должен быть перспективный ударный БПЛА.
Фото: Acela Freedom, wikiТехнологии
Илья Ведмеденко
-
Думаю, что со временем все боевые летательные аппараты будут беспилотными. Перспектива развития технологий позволяет это сделать. Вопрос времени и необходимости.)