я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Путь из варяг в арабы

Со школы все знают о пути «из варяг в греки» – торговом направлении, по которому славяне и скандинавы достигали берегов Константинополя. Но был у них и другой важный маршрут. И для экономики, и для государственности. По аналогии с первым его называют путем «из варяг в арабы», а по главенствующей реке – Великим Волжским.
Путь из варяг в арабы
«Варяги» Виктора Васнецова. regnum.ru

Преодолевая ветра и пороги

Волжский торговый путь начинался в Балтийском море и заканчивался Каспием. Он связывал Русь со Скандинавией, Балтикой, Северной и Средней Европой, Хазарией и странами арабского халифата. Появившийся еще до Днепровского («из варяг в греки») и Двинского (ориентированного на Восточную Европу) путей, он первым и потерял свое значение в качестве торговой магистрали. Пик «славы» Волжского пути пришелся на IX–XII века.

Маршрут начинался с Невы и пронизывающих ветров Финского залива. В эпоху раннего судоходства петербургская река, не скованная гранитом современных набережных, была скорее проливом. Ширина ее местами доходила до десятков километров! Преодолев ее, купцы и путешественники шли вдоль южного берега Ладожского озера (тогда его называли Нево), за которым закрепилась слава бурного и опасного водоема. «Репутация бурности установилась за озером, вероятно, вследствие неприятных свойств его волны – довольно высокой, короткой, отрывистой и неправильной, часто беспокоящей суда без балласта», – пишет историк и археолог Игорь Дубов в своей книге «Великий Волжский путь».

Дальше – Волхов, важная часть как Волжского, так и Днепровского путей, «мутная река» с трудными порогами. Пчевские и Гостинопольские, например, и вовсе считались едва проходимыми. Немецкий путешественник Адам Олеарий, плывший по Волхову в XVII веке, описывал поход: «На этой реке пороги, и еще через семь верст другие, через которые очень опасно переезжать на лодках, так как там река стрелою мчится вниз с больших камней и между ними». После маневрирования по порогам перед измученными путешественниками возникал Ильмень – мелководное озеро с илистым дном и частыми штормами.

Адам Олеарий. wellcomecollection.org

Сложной была и сама Волга – широкая, полноводная, с множеством водоворотов и порогов. Гребцы могли управлять судами только при попутном ветре, в сильный шторм им приходилось высаживаться на берег, корабли часто наскакивали на мель. Надо сказать, что современное состояние реки сильно отличается от средневекового, ведь в те времена не было ГЭС. Да и уровень Каспийского моря в зените славы Волжского пути был намного ниже нынешнего (остатки дорог и зданий, найденные на его берегу, сейчас скрыты трехметровой толщей воды). Кроме объективных природных опасностей, торговцев на Волжском торговом пути подстерегали разбойники и князья, желающие собрать пошлину.

Идем на Восток

Но сложным маршрутом, который занимал несколько месяцев, все равно ходили. Скандинавы и скифы (так славян называли в Византии) везли товары в Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Два величественных города завершали Волжский торговый путь – Булгар (в среднем течении) и Итиль (в низовьях, у самого выхода в Каспийское море). Они были воротами, через которые шла торговля с Востоком, и открывали доступ к невиданным богатствам: мехам, воску, меду, челяди (рабам), льну, серебряным изделиям и кольчугам. В XI–XII веках стали вывозить больше кожи и замши, а еще плодов ремесленного труда – ювелирных и литейных товаров. Покупали и ввозили в славянские княжества восточные ткани, драгоценные металлы, золото, серебро, пряности и фрукты.

Торговля со странами Востока была для Руси крайне выгодной. Некоторую эксклюзивную продукцию, например пряности и шелк, приобретали только там. Мало того, в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы – прямая торговля между ними прекращается из-за влияния кочевых племен. Старый Свет смог открыть себе прямую дорогу на Восток только после крестовых походов. Так что транзит через Русь стабильно пополнял казну.

«Торг в стране восточных славян» Сергея Иванова. wikipedia.org

«Арабские авторы свидетельствуют нам, что торговые караваны уже издревле бороздили собою волжские воды, что волжские булгары также издревле вели торговлю с населявшими верхнее и среднее Поволжье финскими племенами… Рано сделались и Русы обычными ходебщиками по Великому Волжскому пути, проникая этим путем к пределам царства волжских булгар и к столице низоваго царства хазаров», – объяснял историк Николай Загоскин в книге «Русские водные пути».

Поэтому Волга была крайне значимой для славянской торговли задолго до того, как река целиком вошла в состав Русского государства. Советский историк-востоковед Борис Заходер писал в книге «Каспийский свод сведений о Восточной Европе»: «По восточным источникам мы ясно прослеживаем процесс русской колонизации на Волге, который с незапамятных времен сделал эту реку, несмотря на то что по ее берегам в среднем и нижнем течении обитали неславянские народности, “русской рекой”».

Волга и государственность

Значение Великого Волжского пути было не только экономическим: чтобы обслуживать и охранять суда, идущие этим маршрутом, по всей его протяженности строили новые поселения. Крупные славянские центры, которые в будущем станут феодальными городами, возникали исключительно на «русской реке» или с учетом выхода на Волжский путь. Так образовался целый ряд раннефеодальных княжеств. В северной части – Новгородская феодальная республика, владевшая землями от Балтийского моря до Тверского Поволжья, озерами Ильмень, Ладожским и Онежским. Волго-Окское междуречье занимало Владимиро-Суздальское княжество. Среднее и нижнее течение Оки, одной из важнейших рек системы, оставалось за Муромо-Рязанским. На востоке по берегам Волги жили финно-угорские племена, севернее по Каме – удмурты.

balakhna.ru

Города Суздальщины снискали себе славу крупных политических и культурных центров – Ростов Великий, Углич, Ярославль, Владимир, Суздаль. Наконец, с 1147 года (в соответствии с первым упоминанием в летописях) среди них появляется новая важная крепость – Москва. Центральная часть Балтийско-Волжского пути стала в XIV веке территорией, где начало формироваться централизованное государство Московской Руси. Волжский путь стабильно выполнял свои торгово-экономические и прочие функции в течение всего периода раннего средневековья вплоть до татаро-монгольского нашествия в конце 30-х годов XIII века, когда Волга попала под контроль Орды. Волжская Булгария оказалась разгромлена, русские княжества повержены.

А еще в XIII веке именно Волжская система стала маршрутом, по которому двигались татаро-монгольские племена. Их молниеносное вторжение вглубь страны описано в Суздальской летописи: «И пошли [татары] на великого князя Юрия. Одни пошли к Ростову, а другие к Ярославлю, иные на Волгу на Городец и пленили всё по Волге до самого Галича Мерьского. Еще другие пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили всю ту землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы ни воевали татары на Суздальской земле. В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов».

Татаро-монголам хватило месяца, чтобы подчинить себе все перечисленные центры, что для конного войска – почти невозможный срок. Стоял февраль, реки Волжской системы замерзли и стали удобными дорогами для нападавших. Арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати писал о замерзшей Волге: «Замерзает эта река так, что становится как земля, ходят по ней лошади и телята, и всякий скот. И на этом льду они сражаются. И прошел я эту реку в ширину, когда она замерзла, и была ширина ее <…> тысяча шагов и восемьсот сорок с чем-то шагов».

Со стоянием на реке Угре в 1480 году монголо-татарское нашествие завершилось. Началось объединение княжеств вокруг Москвы. Россия медленно восстанавливала свои владения по Волге. Этот процесс не был быстрым – выход из Балтики перекрывали шведы, а Каспием владели наследники Золотой Орды: Казанское и Астраханское ханства. Появилась цель – не просто получить выходы к морям, но и восстановить Волжский путь. Проблему с Казанью и Астраханью в итоге решит Иван Грозный, а выход на Балтику обеспечит Петр I.


«Пугачев на Ижевском железоковальном заводе в 1774 г.» Валентина Белых, valentin-bel.okis.ru

Крупнейшие крестьянские восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева проходили на Волге.

Вплоть до XIX века Волга сохраняла и укрепляла свое экономическое значение для России. Она «стягивала в один узел торговые дороги с Прикаспия, Дона, Нижнего Поволжья, Предуралья, Центральных черноземных губерний, соединяя их с торгово-промышленными очагами Северо-Запада, выводя мощный грузопоток к Балтике» (из книги историка Энессы Истоминой «Водные пути России»). Волжский торговый путь был основой коммерции всей Российской Империи. За годы советской власти многое изменилось, включая главную задачу Волги – она стала уже не транспортной магистралью, а источником электроэнергии. Река остается им до сих пор.

Статья написана на основе книги историка и археолога Игоря Дубова «Великий Волжский путь».


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK