я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Буквы и духи законов

В наше время поправки к законам принимают почти каждую неделю, но за известными конституциями стоят древние документы. Пусть наши предки могли ошибаться и зачастую быть излишне жестокими, составляя первые своды законов, но на них в итоге выросла цивилизация.
Буквы и духи законов
mediadefence.org

Кодекс Хаммурапи

Красивое словосочетание «кодекс царя Хаммурапи» хорошо запоминается с уроков истории. Это самый древний известный нам свод законов, созданный в 1750-х годах до н. э. и высеченный на каменной стеле, которая сейчас хранится в Лувре. Хаммурапи – вавилонский царь, считавший своей миссией объединение разрозненной Месопотамии. После ряда удачных военных кампаний ему удалось собрать страну, и законы стали шагом к порядку в новой империи. Царь считал, что обладает своего рода божественным мандатом на подобную авантюру.

Современному человеку читать кодекс (свод назвали именно кодексом по аналогии с кодексом Наполеона) трудно. Он начинается с длинного предложения, перечисляющего всех покровителей Вавилона: «Когда высокий Анум, царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, Вавилон назвали его высоким именем…» (и это только 1/3 предложения!). Отсылка ко всему пантеону должна подчеркнуть легитимность права Хаммурапи приказывать. Дальше царь объясняет, что несет людям «истину и справедливость».

Черные базальтовые обломки стелы обнаружили французские археологи в Сузах в 1901–1902 году. Клинописный текст на одной части столба поврежден – вероятно, его соскоблили во время набегов на Месопотамию. В верхней части обелиска изображен Хаммурапи, которому вручает свиток бог солнца Шамаша. Текст делится на 282 «статьи», 34 из них стерты. Утраченные фрагменты частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в Сузах и Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.


Стела с кодексом царя Хаммурапи, Лувр, Франция. Фото: VIGNERON, commons.wikimedia.org

Законы Хаммурапи, конечно, кажутся современному человеку жестокими. Почти в каждом втором из них предписывается кого-нибудь убить. Первая статья кодекса: «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит». Кодекс Хаммурапи запрещает кражу, лжесвидетельство, покупку краденого, присвоение чужих рабов и разбой, но милостиво разрешает в случае неповиновения отрезать ухо строптивому рабу. Для кровавой эпохи Хаммурапи – весьма прогрессивно.

Салическая правда

Германские племена жили довольно разрозненно, но к середине V века живущие по Рейну франки объединились в государство с центром в Кёльне. У северных франков (их называют салическими) тогда было множество маленьких княжеств. В 486 году их девятнадцатилетний король Хлодвиг создал новое государство. Вскоре у него появился и собственный свод законов – Салическая правда (Lex Salica).

У варварских германских народов есть и другие «сборники», Салическая правда – не самый древний из них, но самый полный. Она описывает жизнь древних германцев до того, как к ним пришло римское право. В первом прологе написано, что она составлена до принятия Хлодвигом христианства (495 год): «Народ франков… когда еще держался варварства, по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями». Под «был продиктован» имеется в виду, что закон существовал в устной форме, а потом его записали. Существовало несколько версий Салической правды – дохристианская и последующие редакции. Языческий вариант не сохранился. Дошедший до нас текст Салической правды, вероятнее всего, записали в последние годы царствования Хлодвига.

Хлодвиг I диктует Салический закон. Факсимиле миниатюры из «Хроник Сен-Дени» («Больших французских хроник»). commons.wikimedia.org

Lex Salica касается почти всех сфер жизни – «О краже овец», «О вызове на суд», «О нападениях и грабежах», «О ранах», «О заграждении пути». В отличие от кодекса Хаммурапи, она предлагает почти все спорные ситуации решать денежными выплатами: «Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.», «Если три человека похитят свободную девушку, они обязаны уплатить по 30 сол. каждый». Даже за убийство свободного человека предлагается заплатить. Салическая правда – довольно современная. Она запрещает, например, трогать женщин или совершать над ними насилие, оскорблять кого-либо («Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.»), лжесвидетельствовать, грабить трупы.

Великая хартия вольностей

15 июня 1215 года в 30 км к востоку от Лондона, на лугу Раннимид, английский король Иоанн Безземельный даровал своему народу хартию вольностей баронов, церкви и свободного населения Англии (Magna carta). Он сделал это не по собственной королевской милости, а под давлением рыцарей, баронов и горожан, восставших против вседозволенности королевской власти. Иоанн, нуждаясь в деньгах, систематически увеличивал поборы, велел задерживать несогласных, лишал их земли. Подданные устроили мятеж. Король, стремясь утихомирить их, принял Magna carta, надеясь, что соблюдать ее не придется. По сути, она была текстом мирного договора, откупом от бунтовщиков.


Король, завернутый в текст Хартии. Иллюстрация: Jonty Clark, historyextra.com

Великая хартия вольностей считается одним из самых важных правовых документов в истории человечества. Она впервые декларирует равенство всех перед судом и защищает права человека. Хартия состоит из 63 статей и начинается с традиционного для королевских указов «Иоанн, Божьей милостью король Англии», уже в первой статье отмечает, что вольности даруются «всем свободным людям королевства» и «на вечные времена». Из-за довольно пространных формулировок их периодически трактуют заново, осовременивая: Великая хартия вольностей значима не только для права Великобритании, но и для США, всей Европы и мира в целом. Она запрещает принуждать к службе, грабить, забирать земли, выдавать вдов замуж насильно, штрафовать за проступок без суда, наказывать без суда. Некоторые статьи до сих пор действуют в Соединенном Королевстве. Это значит, что британские юристы могут ссылаться на них – чтобы призвать к равенству перед судом (ст. 39 и 40), например, или обосновать свободу английской церкви (ст. 1).

Кодекс Наполеона

21 марта 1804 года во Франции вступил в силу, пожалуй, главный правовой документ в истории – кодекс Наполеона, или Гражданский кодекс. Его значение верно оценивал еще сам Бонапарт: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно, – это мой Гражданский кодекс». Сначала каждый из 36 титулов (разделов) обнародовали в виде отдельных законов в газете Le Moniteur universel, а потом свели в единый кодекс – Гражданский кодекс французов. Но французским он был недолго из-за активной экспансии Наполеона в другие страны: вскоре Кодекс действовал уже в Бельгии, Люксембурге, Пьемонте… 3 сентября 1807 года документ начали называть кодексом Наполеона.


Наполеон Бонапарт. twitter.com/franceintheus

Кодекс впервые юридически обозначил некоторые привычные нам свободы – совести и выбора занятий, например. Он запретил заключение брака до 18 лет для мужчин и до 15 лет для женщин и брак без согласия. Обязал супругов к «взаимной верности, помощи, поддержке» и регламентировал несовершеннолетие до 21 года (позднее этот возраст снизили до 18 лет). Кодекс Наполеона продолжает действовать (некоторые статьи в изначальном виде, некоторые – в измененном) до сегодняшнего времени. Самые важные из его принципов – единство права, единство юридического источника (действует только закон, не прецедент) и обособление от религиозной морали (государственная светскость).

Билль о правах

Первоначальная Конституция США, предложенная в 1787 году в Филадельфии, не содержала гарантий индивидуальных прав граждан – ее разработчики сосредоточились в первую очередь на эффективном федеральном управлении. Конституция объясняла, что правительство могло делать, но не касалась того, что запрещено. Поэтому в 1789 году на заседании Конгресса США конгрессмен из Вирджинии Джеймс Мэдисон (будущий президент США) предложил дополнительные поправки. Их обсуждали несколько лет и приняли в 1791 году как Билль о правах. Именно личность самого Мэдисона во многом повлияла на согласие делегатов подписать документ. Историк Гордон С. Вуд (Gordon S. Wood) пишет: «Нет никаких сомнений в том, что именно личный престиж Мэдисона и его упорная настойчивость способствовали принятию поправок через Конгресс».

Джеймс Мэдисон читает предложенный им Билль о правах. law2.umkc.edu

В изначальный проект Билля входило 12 поправок, но две из них не приняли. Остальные десять содержали декларацию самых важных американских свобод: свободу печати, свободу слова, свободу вероисповедания (поправка 1), право на ношение оружия (п. 2), право на охрану личности, жилища и имущества (п. 4), право на суд присяжных (п. 6). Томас Джефферсон, еще один будущий американский президент, во время принятия поправок служил послом в Париже, но активно переписывался с Мэдисоном. В одном из писем он сказал: «Билль о правах – это то, на что люди вправе полагаться для защиты от любого правительства на земле, и то, от чего ни одно справедливое правительство не откажется».

Несмотря на то что многие из законопроектов древности кажутся устаревшими, весь современный прогресс опирается на их букву и дух. Человеку XXI века все так же важны права и свободы, которых требовали бароны у Иоанна Безземельного и на которых настаивали Наполеон и Мэдисон, – личная, совести и слова.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK