я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Прочь из городов

Люди уходят жить в лес. Там нет кинотеатров, фитнес-центров и ресторанов, а иногда и канализации с отоплением, но энтузиастов это не пугает, а наоборот привлекает. По данным Всемирного банка, примерно 350 млн людей живут непосредственно в лесах или рядом с ними. Это не только привычные нам жители деревень и фермеры, но и экопоселенцы, религиозные фанатики, отшельники-социофобы и отрицатели цивилизаций. Человек «пришел» из леса – ничего удивительного, что его тянет туда вернуться.
Прочь из городов
Ауровиль, stoplusjednicka.cz

Экопоселенцы и фанатики

Концепт slow life, медленной жизни, возник в конце 80-х в Италии как реакция на распространение фастфуда. Щепетильных итальянцев возмущала быстрая еда, они призывали готовить пищу осознанно – придирчиво выбирая продукты и посвящая обеденное время близким. Сейчас slow life – не только про еду. Движение включает в себя медленное искусство, медленное воспитание, медленное потребление, медленную красоту. Город слишком быстр. Чтобы замедлиться, хорошо бы переехать «в деревню, в глушь». Первые экопоселения, конечно, появились еще до slow life, в конце 60-х – этой идее дали жизнь хиппи, ратовавшие за близость к природе. В 1968 году построили Ауровиль («Город Рассвета») – экспериментальное индийское поселение. Это не просто какая-то деревня, где местные занимаются садоводством, Ауровиль – настоящая столица мировых экопоселений, он был спроектирован с размахом мегаполиса на 20 тыс. жителей. Город разбит на несколько кварталов, включая культурный, зеленый и туристический, а в центре его – Матримандир, здание для медитации. Сейчас в Ауровиле живут 1200 человек разных национальностей (для экопоселения это много!), и он поддерживается Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО.

Ауровиль, memorableindia.com

Но настоящая слава пришла к экопоселениям как раз в середине 90-х в Европе после того, как активисты slow life увидели в них компромисс между замедлением и заботой о природе. Вы наверняка что-то слышали о таких деревнях и представляете их как сборище странных ребят, отрицающих медицину и развитие цивилизации. Иногда так и есть. Экопоселение часто собирается вокруг конкретной идеологии. В некоторых не пользуются ни Интернетом, ни электричеством, в других вполне можно работать удаленно на IT-компанию. Как нет двух похожих стран, так нет и двух похожих экопоселений, они всегда разные. Но есть и кое-что общее – то самое «эко». Коша Жубер (Kosha Joubert), исполнительный директор Глобальной сети экопоселений, определяет их так: «традиционное сообщество, созданное для восстановления природной среды». Именно природная среда важна для тех, кто выбрал удаленность от городов. Жители экопоселений стремятся к мирному сосуществованию с флорой и фауной вокруг. На снимках эти «сообщества» похожи на волшебную Хоббитанию – небольшие домики среди зеленых полей или в лесу, озера, колодцы с чистой водой, свежий хлеб, овощи с грядки, чистый воздух – хоть сейчас переезжай. Там нет преступности или необходимости закрыться на несколько замков ночью. «Мы переехали сюда в первую очередь ради детей. Чем они дышали в городе? Автомобильными выхлопами, заводскими выбросами? А потом, мы с женой постоянно боялись что за сына, что за дочь. В городе столько криминала», – рассказывал РИА Новостям Павел Черепанов, живущий в поселении. В принципе, почти у всех экопоселенцев похожая мотивация.

Экопоселение Дуссекилд в Дании. Фото: Joachim Ladefoged, jyllands-posten.dk

Организуют быт все люди по-разному. В коммуне Дуссекилд, например, местные построили и перерабатывающую станцию, и солнечные батареи, и ветряные мельницы. Машины там запрещены, но есть небольшой паркинг, если понадобится скорая помощь. Чтобы переехать в Дуссекилд – на случай, если вы уже пакуете чемоданы, – нужно заплатить взнос в тысячу евро, а готовый дом обойдется в €110 тыс. Да, чаще всего в экопоселениях существуют годовые взносы – эта практика понятна, деньги идут на обслуживание «общих» участков – альтернативных электростанций, детских площадок, оборудования для врачей и учителей. Расходов много, особенно в самом начале. В принципе, нет разницы между покупкой квартиры в городе или дома в экопоселении, там жители тоже выкупают землю, становясь ее собственниками, на них распространяются те же законы, что и на нас, и государство имеет перед ними те же обязательства – экопоселения чаще всего прикреплены к другим административным пунктам, откуда к ним, если что, прилетит вертолет МЧС, например. В большинство таких поселений можно приехать на время – арендовать дом, посмотреть, подходят ли условия, просто отдохнуть.

theculturetrip.com

Если вы всегда мечтали о домике на дереве, то есть экопоселение, которое состоит из десятков домов на деревьях, связанных подвесными дорожками, – Беявиста в Коста-Рике.

Самые ранние экопроекты в России тоже организованы в начале 90-х – Китеж в Калужской области, Невоэковиль в Карелии, Тиберкуль в Красноярском крае. Вторая волна популярности связана с серией книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России», в которой описывается гармоничный вариант будущего с родовыми поместьями в лесах. Фанаты писателя называют себя анастасийцами – по имени главной героини книг, отшельницы, живущей в лесу. Они иногда критикуют экопоселения, именуя их «эгопоселениями», ставя в вину, например, частое отсутствие раздельного сбора мусора. Анастасийцы в этом плане более придирчивы. Им важен лес, в частности кедры, которые наделены, по их мнению, некой космической энергией.

В более позднюю экопоселенческую эпоху в России появились Ковчег в Калужской области, Синегорье в Краснодарском крае, Светлое в Крыму, Сибирские Росы в Кемеровской области. В 2005 году создана даже Российская сеть экопоселений.

Большинство из российских экопоселений населяют поклонники и последователи «русского нью-эйдж», так называемой религии нового века, которая объединяет разные оккультные и мистические практики. Экопоселение Китеж, например, наследует идеям Рериха, берет на воспитание сирот и имеет статус педагогической общины. В Глобальной сети экопоселений сейчас числится 5 тыс. населенных пунктов. В России – около 450 экопоселений. Обычно в каждом живет не более ста человек, иногда – еще меньше. Чаще всего об их быте ничего не слышно, пока не случаются скандалы. В 2020 году, например, в поселение «Город Солнца» на юге Красноярского края на вертолетах прилетели сотрудники ФСБ, чтобы арестовать лидера, которому вменяли организацию секты.

Поселение Дуброво в Нижегородской области, anastasia.ruНекоторые люди предпочитают удобным и комфортабельным домам землянки и простые самодельные шалаши, gen-russia.ru

Поскольку в России много не слишком заселенных территорий, то и организовать экопоселение достаточно просто. Нужно всего лишь выбрать участок – отлично подойдут Карелия, Адыгея или Алтай – и найти пару единомышленников. Можно ориентироваться на уже существующие проекты. Невоэковиль в Ленинградской области, например, вполне прогрессивен: там нет господствующей религиозной идеи, зато проложены линии электропередач и дороги. А в Ковчеге в Калужской области есть даже свой драматический театр!

Отшельники и параноики

В поселении с единомышленниками, бесспорно, удобно – переезжая, не выпадаешь из социума, а просто делаешь выбор в пользу экологичности. Но некоторые уходят в леса в одиночку: собирают вещи, не оставляют записок и просто уезжают. Писатель Майк Финкель в 2018 году выпустил книгу «Жизнь в лесу: удивительная история последнего отшельника», рассказывающую о Кристофере Найте, который в 1986 году решил уехать в лес и жил там 27 лет. Он оборудовал под жилище небольшую поляну – натянул брезент между деревьями, поставил палатку, соорудил гамак. Найт выживал, потихоньку обворовывая ближайшие дачи, – там он брал еду, одежду, средства первой необходимости. Дачники долго не могли понять, кто забирается в их дома, но в итоге полиция вышла на след отшельника. Он вел аскетичный образ жизни: не разводил костер, чтобы не привлечь внимания, сушил одежду тут же, на ветвях, рано ложился спать, чтобы холодной ночью проснуться и подвигаться. Финкель говорит, что герой его книги, основанной на реальных событиях, просто тяготился обществом людей – они ему не нравились. В лесу же он никогда не чувствовал скуки и находил чем себя занять. И это учитывая, что, в отличие от экопоселенцев, у Найта не было ни теплиц, ни библиотек, ни товарищей. Конечно, не покупал он и землю – отшельники чаще всего надеются, что их просто никто не найдет.


Кадр из фильма «В диких условиях», rotka.org

В 1996 году американский писатель Джон Кракауэр в романе «В диких условиях» рассказал историю отшельника Кристофера Маккэндлесс, который отправился в путешествие по Аляске, рассчитывая на уединение. Там он несколько месяцев жил в заброшенном автобусе и умер, предположительно, от истощения или от отравления ядовитым растением. Все это время Маккэндлесс вел дневник, который и стал основой книги, а потом фильма.

В землянке у Ярославского шоссе живет бывший юрист Юрий Алексеев. В отличие от Найта, он пользуется благами цивилизации – электричеством, телефоном, Интернетом и даже домофоном, и охотно принимает гостей. Алексеев ведет свой канал на YouTube – «Хоббит-отшельник». «Я решил перестать быть гражданином, но остаться в первую очередь человеком – homo sapiens, который родился на этой земле и, значит, имеет право на ней жить», – таким принципом объясняет Алексеев свой «уход» от мира. Комментаторы его блога часто не согласны с «хоббитом», обвиняя его в том, что никакой это не бунт, а самый настоящий пиар. В последнее время Алексеев уже не делится подробностями тяжелой жизни в лесу, а все чаще читает книги вслух на камеру. Но и эти публикации набирают десятки тысяч просмотров – поклонники хотят посмотреть, как выглядит и чем живет настоящий отшельник с грязными дредами, бородой, в засаленной рубашке, на фоне которого виднеется деревянная стена незамысловатого сруба.

Юрий Алексеев и внутреннее убранство его землянки. Фото: Gennady Martynov, genamartynov.livejournal.com

В 2020 году переезд в лес обрел новую привлекательность в связи с пандемией коронавируса. Напуганные, запертые в городских квартирах люди искали места, где хотя бы гулять на свежем воздухе не запрещено. Тут-то все и вспомнили о дачах! В России почти нет частной территории в городской черте, зато вокруг любого города кольцом расположены дачные поселки. Начиная с весны 2020 года, когда был объявлен локдаун, цены на дачи выросли на 35 %, а спрос на аренду домиков за городом поднялся настолько, что в какой-то момент в Москве и Санкт-Петербурге арендодатели загородных жилищ оказались уже не способны его удовлетворить. Переехать из города хотели буквально все.

Слово «дача», кстати, непереводимо на другие языки и используется в понятном нам варианте dacha. Возникли они еще во времена Петра I, когда он, надеясь привлечь подданных в новую столицу, дарил земли под Санкт-Петербургом под поместья и загородные резиденции. От того, что император «давал» или «даровал», и произошла дача.

Уезжали не только на дачи, но и просто в лес – с палатками и запасом еды. Так, в Татарстане женщина забрала несовершеннолетних детей и увезла их жить в шалаше, где кормила листьями. Старший мальчик, в конце концов, сбежал, а нерадивой родительницей заинтересовалась прокуратура. В лес вообще стоит уходить, только если способен в нем прожить. Петербуржец Александр Норко тоже «сбежал» в лес от «нездорового ажиотажа» вокруг коронавируса. Он жил в палатке и сам находил себе еду, а умер, по незнанию съев ядовитое растение. Так что, если уж планировать побег из города в благих целях, то стоит хотя бы помнить о технике безопасности.

Александр Норко, megapolisonline.ru

«Машины и Механизмы» провели опрос в своих социальных сетях. Спрашивали: «А вы смогли бы переехать в лес?» Проголосовали 50 человек, из которых 23 согласились с ответом «да, смог бы», 16 выбрали «если бы там были удобства» и только 11 предпочитают жизнь в городе. Как мы видим, перспектива переезда в лес кажется многим из нас привлекательной. Оно и понятно – свежий воздух, зеленые кроны, медленная жизнь. К «лесному» быту ведут множество дорог. Некоторые заканчиваются у экопоселений, другие – более извилистые, по ним идут отшельники, а третьи приводят прямо к воротам дачи или арендованного на выходные домика. Каждый выбирает свое.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK