Отступление как победа в фильме «Дюнкерк»
Если честно, я не очень люблю военные фильмы, как и всю подобную тематику. Слишком велик у режиссеров соблазн впасть в ура-патриотический пафос, патетику и однобокость. Как можно снять весь этот ад на пленку, мне тоже сложно представить, да и смотреть такое невыносимо. Кристоферу Нолану и команде удалось сохранить баланс и при этом заставить зрителя почувствовать себя участником операции, развернувшейся в Дюнкерке.
кадр из фильма
Фильм рассказывает об освобождении и эвакуации войск союзников (Великобритании, Франции и Бельгии) из фашистской блокады в городке Дюнкерк у берегов пролива Ла-Манш. Для англичан это событие моментально стало знаковым. Многие же из нас, воспитывавшиеся по большей части на истории о действии советских войск, как мне кажется, этот случай пропустили мимо.
В конце мая 1940 года около 300 тысяч британских и 100 тысяч французских солдат оказались в ловушке – немцы со всех сторон зажали их на пляже Дюнкерка после отступления. Перед командованием встал вопрос, решить который требовалось незамедлительно, – пожертвовать людьми, потерять почти всех, но сражаться (шансы на победу равнялись нулю) или, по крайней мере, предпринять попытку эвакуации. Черчилль предпочел второй вариант и очень вовремя не ошибся.
В такой ситуации права на неверное решение нет, а отступление – единственно возможная победа. Операция получила название «Динамо» и продлилась в течение 10 дней. По какой-то причине Гитлер на некоторое время приостановил наступление, и у союзников появилась возможность выплыть к берегам Британии.
В ожидании эвакуации
кадр из фильма «Дюнкерк»
Французский миноносец «Бурраск» подорвался на мине во время отправления из Дюнкерка. На борту было более тысячи человек, многие погибли.
кадр из фильма «Дюнкерк»
Отступление спорно? Вполне может быть. Однако какие могут быть вопросы, когда при эвакуации было спасено около 338 тысяч человек (остальные погибли при взятии немцами города и при самой операции), а на помощь армии в пролив вышли моряки с гражданских кораблей и яхт? То, чем пожертвовало руководство, – это боеприпасы и репутация. Всё это, естественно, просто пыль, когда речь идет о человеческих жизнях. Солдаты возвращались домой – в порт Дувр – замученные и опозоренные, и даже не могли представить, что там их с нетерпением ждут и считают героями. Меня особо тронули эти фотографии:
Это – лишь последние минуты фильма. Возвращение. Чистая радость. Чувство, что победа близко. В «Дюнкерке», как и в жизни, есть разные характеры, которые полностью обнажают себя в кризисной ситуации. Перед нами раскрываются модели поведения на войне – кого-то съедает животный страх и желание спасти свою шкуру любой ценой. У кого-то находятся силы спасти не только себя, но и соседа/разбившегося рядом летчика/раненого, попавшего под ноги. Война – это уродство, которое легко перекраивает личность человека. Вернуться оттуда прежним очень сложно.
Но они вернулись. Молодые красивые парни, у которых точно еще вся жизнь впереди. Фильм дарит ощущение, что в жизни есть большой и важный смысл, и он именно тот, что обрели герои. Даже самой ужасной и беспощадной войне – а она всегда такова – не победить человечность, правду, единство, любовь к Родине. Вроде это всё не новые мысли, но, тем не менее, Кристофер Нолан добился такого эффекта, как будто ты видишь всё это впервые – здесь нет места клише и пафосу. Несмотря на то, что удалось спасти огромное число людей. Несмотря на то, что эти мальчишки – герои. Но героизм на войне – дело обыденное и естественное. И это поражает больше всего.
Один из тех, кто совершил подвиг. Том Харди в фильме «Дюнкерк»
Титульная страница Daily Express. Заголовок: «Уставшие, грязные, голодные – они вернулись непобежденными».
Это спасение важно отнюдь не только с гуманистической точки зрения. По мнению многих историков, именно отступление в Дюнкерке (да, отступление!) стало поворотным моментом Второй мировой – СССР и США тогда еще не вступили в войну, а Великобритания потеряла бы основную часть своей армии. Защищать Европу по сути было бы некому – Польша взята, Франция и Бельгия капитулировали. Будущее представлялось бы очень туманным и мрачным.
Важно учитывать, что все-таки картина Нолана не историческая – подготовиться по материалам фильма к экзамену по истории этой войны не получится. Но художественные фильмы, в общем-то, и не для того снимают. Откровенных врак здесь бояться не стоит, просто акценты расставлены немного иначе. Нолан показал события глазами обычных солдат, и их личные истории либо полностью выдуманы, либо основаны на воспоминаниях очевидцев. Менее реалистичным от этого «Дюнкерк» не становится.
Интересная особенность этой военной драмы – изображение времени. Нолан, как известно, вообще любит с ним играться, и здесь тоже не смог устоять. Для всех спасающихся и воюющих время течет по-своему. У летчика, обороняющего Дюнкерк, есть только час – потом закончится горючее. У гражданских капитанов – один день, чтобы добраться до пролива. А у простых солдат – кажется, вечность, мучительное ожидание исхода. И вот это восприятие времени, конечно, давит сильнее всего.
Мне после таких картин хочется жить и делать это как-то по-другому. Потому что если эти парни, которые далеко не супергерои, сделали ЭТО, то жаловаться на какие-то житейские мелочи должно быть просто стыдно.
Еще кино по теме:
- «Дюнкерк» (1958)
- «Уикенд на берегу океана / Уикенд в Зюдкоте» (1964)
- «Из ада с победой» (1979)
- «Искупление» (2007).
Общество
Любовь Фельзингер
-
Ханс Циммер сочинил к фильму прекрасную музыку