Казнить нельзя помиловать
Япония: повешение и открытость
Практика. К смертной казни японский суд приговаривает только по статье «Убийство с отягчающими обстоятельствами», причем обстоятельства эти определяются такими понятиями, как «степень переживания родственников» и «уровень резонанса в обществе». Среднее время ожидания казни – 5 лет и 11 месяцев. Все это время преступники содержатся в строго засекреченных зданиях. Подобный срок обусловлен высоким «качеством» правосудия: японцы опасаются пропустить возможные новые обстоятельства дела. Однако это же и часть наказания. Все время ожидания проходит в одиночной камере 2 × 5 метров. Для постоянного наблюдения за узниками в комнате не выключают свет. Естественно, запрещены телевизор, радио, компьютер, но зато можно самому с собой играть в шахматы и го, а также выбрать три книги на все время пребывания. Скудное питание мотивирует заключенных работать, чтобы покупать дополнительные продукты. Три раза летом и два раза зимой смертников выводят на получасовые прогулки.
О том, что время пришло, приговоренному сообщают за полчаса до казни. В это время к нему приходит буддистский или синтоистский священник, а японцев-христиан отводят помолиться в комнату с деревянным крестом.
Сама процедура казни происходит в специальной комнате с крюком на потолке и люком в полу. С веревкой на шее приговоренный становится на люк, а три охранника одновременно нажимают на кнопки (чтобы никто точно не знал, кто выступил в роли палача). Через 20 минут после повешения врач констатирует смерть. Родственникам позволяется забрать тело казненного. Охранники за каждую казнь получают премию – 20 тысяч иен (около $ 200).
Интересно, что японцы активно ратуют за сохранение высшей меры наказания: лишь 9 % населения выступают за ее отмену. Многие считают, что после отмены казни повысится количество преступлений. Также население заботит торжество справедливости и чувства пострадавших: один из аргументов в пользу сохранения смертной казни в Японии – эмоциональное удовлетворение семей жертв преступлений. Правительство гордится, что 99 % приговоров в итоге оказываются верными.
Эпизод. Ивао Хакамада – японский смертник, вышедший на свободу спустя 47 лет после заключения. Правозащитные организации и родственники много лет добивались пересмотра дела, пытались доказать его сфабрикованность. Хакамада обвинялся в убийстве четырех человек и поджоге здания. Никаких доказательств, кроме его собственного признания после пыток, найдено не было. Точнее, улики пытались фальсифицировать, но суд их отклонял. Однако приговор все-таки был вынесен: Хакамада попал в камеру смертников 30-летним боксером, а вышел уже стариком с психозом.
Китай: расстрел, инъекции и наблюдатели
Практика. Смертные казни в Китае – дело для страны сугубо «личное», разглашать информацию о количестве смертных приговоров запрещено. Правозащитные организации полагают, что за 2015 год в КНР казнили тысячи человек, однако предположения нельзя включить в официальную статистику.
Лишиться жизни в Китае можно за взятку, торговлю наркотиками, кражу, убийство… Отдавая должное изощренности древних китайских пыток, современные способы казни можно назвать гуманными: это расстрелы и смертельные инъекции.
Расстрелы часто избираются способом исполнения наказания из-за дешевизны и простоты организации. В Китае практикуются массовые расстрелы и расстрелы на глазах общественности. Тела казненных служат родине: их забирают на органы для пересадки. Перед казнью узники проходят осмотр, и в зависимости от его результатов им выстреливают в сердце или в голову.
В последнее время также получили распространение «автобусы смерти». Это специально оборудованные машины, внутри которых находится «гуманное» кресло, напоминающее носилки скорой помощи. Приговоренного фиксируют в кресле, а затем вводят смертельную инъекцию. За процедурой наблюдают шесть независимых свидетелей, также происходящее записывается на пленку. Среди плюсов такого способа казни правительство отмечает возможность казнить преступника в регионе, где тот совершил преступление, а также пропагандистское свойство машин – один их вид, считают в Китае, может отбить охоту совершить преступление, напоминая о последствиях.
В КНР постоянно казнят крупных предпринимателей и чиновников по статье о коррупции. С апреля этого года высшая мера наказания применяется за взяточничество в размере от $ 460 тыс. Также сейчас в стране действует отсрочка исполнения приговора – возможно, для сокращения количества невиновных казненных.
Эпизод. В 2011 году весь Китай наблюдал по телевизору за последними минутами жизни молодого пианиста Яо Цзясиня. Это пока единственный случай медийного освещения казни, и все потому, что дело имело громадный общественный резонанс. Юношу, представителя «золотой молодежи», приговорили к смерти за жестокое убийство официантки. Цзясинь ехал на машине и сбил девушку на велосипеде. Обнаружив, что она жива, парень нанес ей несколько ножевых ранений, от которых девушка и умерла. Позже на допросах пианист признался, что убил ее, испугавшись классовой ненависти: по его словам, с приезжими из деревень всегда трудно договориться, и они стараются засудить богатого обидчика. Кроме однокурсников, за молодого человека никто не вступился, даже родители.
Саудовская Аравия: обезглавливание, распятие и шариат
Практика. Фактически в Саудовской Аравии казнят за все, что запрещено шариатом (сводом правил, основанным на Коране). В этой стране с абсолютной теократической монархией судья может наложить на преступника три вида наказаний: хадд (от 40 до 100 ударов плетью или палкой), кисас («равноценное» преступлению наказание) и тазир – обезглавливание с последующим распятием. Лишиться головы можно за гомосексуализм, прелюбодеяние, кражу на базаре, неповиновение властям, несоблюдение поста, отречение от ислама или колдовство.
Конечно, никакого секрета казни в Саудовской Аравии не представляют, происходят они публично, а тела казненных часто вывешиваются на всеобщее обозрение – в назидание.
Одно из самых главных преступлений в стране – вероотступничество. Причем под это понятие попадает не только отречение от ислама, но и мировоззренческий атеизм. За соблюдением правил следит специальная религиозная полиция. Представители других религий могут молиться только дома, хранить неисламские религиозные предметы запрещено.
Неповиновение власти – следующие по тяжести преступления. В январе этого года произошли нашумевшие массовые казни по обвинению в терроризме: в столице Эр-Рияд расстреляли 47 человек.
Схожее по тяжести преступление – колдовство, для борьбы с которым даже организована специальная горячая линия. В 2007 году в Саудовской Аравии казнили аптекаря (причем иностранца – египтянина): соседи донесли, что он держал Коран в туалете; также в доме мужчины нашли дурно пахнущие травы и книги по черной магии. Смертный приговор был приведен в соответствии с обвинением: «практиковал магию и колдовство, прелюбодействовал и осквернял Коран». Таким обвинениям часто подвергаются гастарбайтеры, которые изначально имеют меньше прав, чем коренное население. Обезглавливание происходит с помощью арабской сабли. Кстати, профессия палача считается в Саудовской Аравии почетной и нередко передается из поколения в поколение. Жители верят, что палачи помогают богу осуществлять правосудие.
Эпизод. Сейчас в Саудовской Аравии ожидают смертной казни три подростка, арестованные в 2012 году за участие в массовых протестах. Официально их обвиняют в сотрудничестве с террористическими группами и принятии такфиризма (радикальная исламистская идеология). Всем троим на время ареста не было 18 лет. По данным Amnesty International, подростков пытали и заставили подписать показания, которые теперь используются против них. Один из молодых людей является родственником уже казненного в январе шиитского проповедника Али аль-Нимр. Дело приобрело широкий общественный резонанс и на начало июля остается без развязки. Считается, что эти приговоры являются продолжением январских событий, с которых начался ирано-саудовский кризис.
Общество
Кристина Куплинова