Что может быть интереснее, чем играть в Бога? Разве что
только быть им. И в этом здорово помогает увлечение литературой, писательством
и, конечно же, волшебными мирами фэнтези. Там по воле автора герои оказываются
в таких местах, которые ни один
нормальный человек даже в кошмарном сне не увидит; ну и по той же воле
возвращаются в привычную реальность – со щитом или на щите, не так уж важно.
Щит в нашем мире все равно мало применим.
О классике фэнтези сказано довольно много. Да что там
сказано – она впиталась в нашу жизнь, прочно засев кольцом всевластья на
указательном пальце. И, насмотревшись на эпические битвы великих несуществующих
народов, мы начали изобретать свои – и битвы, и народы, и кольца. И пошла новая
волна современного фэнтези. Из чего же оно состоит? Давайте попробуем
разобраться.
Не будем далеко ходить за примерами, оглянемся вокруг и
посмотрим, что выкладывают в сеть авторы разной степени известности и
мастерства. Как оказалось, «командуют парадом» здесь попаданцы. Любимый
сюжетный ход – забросить неудачника из привычного мира куда-нибудь в условную
Европу условного Средневековья (и ни разу для разнообразия в первобытные
времена к неандертальцам!). Но даже условное Средневековье многим авторам
рисовать лень. Там люд ругается вполне по-современному, мыслит современными
понятиями и ведет себя тоже узнаваемо современно. Хотя чаще всего поступают еще
проще – не привязываются ко времени и месту (даже условному), а придумывают
сказку. И казалось бы – хороший шанс воспользоваться фантазией, которой у
писателя-фантаста по определению должно быть предостаточно! Но что-то наших
писателей сдерживает. И вместо оригинальных волшебных миров в каждом втором
(это не преувеличение!) романе мы встречаем обязательный фэнтези-сет: Дар
(здесь и далее все понятия с большой буквы, дабы читатель вдруг не проглядел
мега-супер-пупер-важную фичу!), Артефакт, Священные Земли, Кристалл, Бог Хаоса,
Бог Тьмы, Мир грез, Мироздание, Бездна, Проклятый. Поначалу меня такая
стилистическая солидарность удивляла, но, немного подумав, я нашла объяснение.
Отбросим самое явное – лень и скудный словарный запас. Единицы – может быть, но
повторений слишком много. Здесь авторы намеренно рисуют знакомый антураж.
Потому что так привычнее, психологически спокойнее, повторение одного и того же
мира дарит внутреннюю уверенность, и таким образом люди снова могут переживать
те эмоции, которые испытали, когда сами прочитали книгу, где был сконструирован
похожий мир. То есть – это психологическая защита, поиск стабильности в
постоянно меняющемся мире. Помните, как дети постоянно просят рассказывать одну
и ту же сказку? Знают наизусть, но каждый раз слушают, открыв рот.
Идем дальше. Сюжет наших попаданческих историй тоже
стабилен. Попав в параллельный мир, неудачник занимает место «особы, приближенной
к императору», а то и самого «императора». Ну вот ни разу безвестным сапожником
не остался. У него обязательно проклевывается Великий Дар, или на худой конец
обнаруживаются высокопоставленные родственники. Распространенный ход –
потерянный отпрыск королевских кровей. И, конечно же, в том, волшебном мире, у
неудачника сходу все начинает получаться, и он становится героем. Ладно бы
усилия к этому прилагал, но зачастую превращение в героя происходит просто по
факту нахождения в новом мире. И как-то само собой выходит, что в финале наш
попаданец оказывается на троне. Чего ж мелочиться? И – тадам! – поворотный
момент: теперь-то наделенный полномочиями, он знает, КАК вернуться в свой
родной мир. Знает, но уже не хочет. И правда, что он там забыл: надоедливые
родственники, нелюбимые женихи и невесты, нерешенные проблемы. Другое дело –
всемогущий придуманный мир!..
По большому счету желание попасть в волшебные миры – это
нормально. В основе всех сказок лежит один сюжет: герой получает невыполнимое
задание и отправляется в волшебный мир, чтобы найти то, что поможет ему это
задание решить. Однако замечу: в сказках герои всегда возвращаются в «свою»
реальность и всегда в своей реальности достигают определенных целей. Волшебный
мир там как средство. А современные попаданцы зависают на середине сценария – в
волшебный мир попадают, но возвращаться не хотят.
Такие шаблоны отношения к жизни психологически опасны для
читателя. Ведь мы ему рассказываем, что реальность – это плохо, там люди
несчастны, недооценены, там их не понимают, там страдание и страх. А вот в
придуманном мире герой наконец может развернуться и проявить себя. И в голове
закладывается модель – не надо пытаться поменять что-то в реальности, когда
можно просто сбежать в фантазии. Информация для статистики: из выборки нашелся
только один роман с полностью завершенным сюжетом волшебной сказки. Так-то!
К вопросу обрывочного сюжета добавляется еще и шаблонная
инертность героя – особенно женская фэнтези без конца повторяет сценарий: из
Золушки в принцессы за десять дней! Только современные золушки не обладают ни
добротой, ни трудолюбием, ни отзывчивостью героини сказки, принц им положен априори.
А лучше – несколько запасных, если с одним что-нибудь случится. Разное бывает:
в аварию попадет, партнеры по бизнесу подставят, что ж принцессе потом с
неудачником мучиться?
Резюмируя эти тенденции, задаешься вопросом: что сломало
мудрый сказочный сценарий? Почему мы сейчас довольствуемся его обрывками? И
почему именно эти обрывки так популярны? Отражение всеобщей фрагментарности
сознания? Дурной вкус, привитый обилием низкопробной литературы? Патологическое
желание жить легко, не замечая, что это чертовски сложно – закон сохранения
энергии никто не отменял, и, не отдавая своих активных усилий, человек отдает
что-то другое. Может быть, душу…
С другой стороны, литература и писательство – это всегда
встреча с собой и попытка что-то изменить в себе хотя бы на уровне нового
сценария. Все эти счастливые превращения в принцесс – что это как ни мечты и
надежды? Но тут надо помнить, что никакие перемены невозможны без встречи с
Тенью. Поэтому и сказки, и учебники по писательскому мастерству говорят одно и
то же: не жалейте своих героев, заставляйте их смотреть в лицо страху,
работать, ставьте перед ними сложные проблемы, учите их отдавать, принимать,
любить. В конце концов для себя стараетесь. Возможно, совершенствуясь в
литературе, вы что-то поменяете в реальности. Ведь хорошие книги всегда честно
отражают жизнь.
Тем не менее нашлись и оригинальные романы с
продуманным миром (даже картами!), интересным сюжетом, яркими героями,
написанные хорошим языком! Среди них тоже прослеживается одна интересная
тенденция – по сюжету фэнтезийный мир оказывается ответвлением (закрытым
экспериментом) технократического общества. Желание объяснить волшебство наукой
можно рассматривать как потребность в рационализации (одна из психологических
защит по Фрейду), но также как и возможность взглянуть на жизнь под разными
углами зрения. Какую трактовку выберете – ваше дело!
Анализ был проведен по работам романного конкурса
«Фэнтези-2017»:
Статья вошла в 16-й номер журнала портала Мастерской писателей: