Заниматься французским я начала в МГТУ им. Баумана, где училась на факультете робототехники и комплексной автоматизации. Сначала это было просто увлечение, а через год я узнала, что в моем вузе есть программа обмена студентами, по которой можно поехать в разные города. Меня, конечно, заинтересовала Франция, а именно Ecole centrale de Lille – Высшая инженерная школа. Я прошла собеседование, а потом начала готовить целую кипу документов: сведения об успеваемости, о знании языка, мотивацию…
Поскольку не у всех желающих есть деньги на обучение, Школа подает заявку на выплату стипендий в правительство Франции. Тут уже серьезный конкурс. Мне удалось получить стипендию отличия от Фонда Эйфеля.
В мотивации я писала, что интересуюсь прикладной механикой и очень хочу расширить свое образование в таком известном учебном заведении. И это было действительно так! Помимо инженерных дисциплин, в Ecole centrale de Lille преподают экономику и стратегию управления предприятием. Мне это было интересно, потому что человек я очень общительный, и просто сидеть за компьютером мне скучно. И конечно, хотелось выучить язык, посмотреть на другую страну. Кстати, в итоге у меня два диплома: инженера-расчетчика по прочности и организатора работы предприятия.
В 2004 году город Лилль получил статус культурной столицы Европы
Мои ожидания оправдались сполна: это был опыт, о котором я даже не подозревала, когда училась дома. Главное – это возможность по-другому взглянуть на причины, по которым ты получаешь образование. Все, что ты видишь в МГТУ им. Баумана, это жесткая дисциплина, перегрузки, немыслимые объемы очень сложного и разнопланового материала и фактически обитание в библиотеке. Ты учишь сутками и не знаешь, куда тебе эти знания применить.
Здесь же все не так. Ты не решаешь задачу о сферической лошади в вакууме, а рассчитываешь микросхему, которая лежит у тебя перед глазами. Все наглядно, и все знания прочно закрепляются в голове.
Например, как проходят в Бауманке лабораторные работы? Ты готовишь материал, приходишь на пару, часть оборудования есть, другой нет, что-то показывает преподаватель, что-то делаешь сам, дома дописываешь и потом сдаешь. Французский студент получает брошюру, прослушивает небольшой вводный экскурс преподавателя, потом два часа работает в паре на реальном оборудовании, после чего должен сдать отчет. Все функционирует, все по-настоящему, и сколько ты сделал, столько баллов и получишь. Это тяжеловато – соображать сразу, на месте, когда нет времени посидеть да полистать всякие книжечки.
Семинары тоже отличаются: преподаватель (каждый раз другой) объясняет материал, дает задания, смотрит, как студенты решают, вызывает кого-то к доске и ставит баллы (в том числе за активное участие). На таких предметах, как экономика или организация производства, были творческие задания: нас делили на группы, и мы готовили проекты, анализы, графики. Конечно, очень интересно, но при этом очень трудно. Во всем надо активно участвовать, выступать на французском, который еще не очень хорошо знаешь, использовать технические и экономические термины...
С языком вообще было тяжело. Хорошо, что для нас организовали двухмесячный интенсив в летней школе для иностранцев в городе Виши: там мы изучали грамматику, были занятия по интересам. Поначалу приходилось все переводить с французского на русский и обратно, потом информация стала восприниматься на французском.
Школе почти 140 лет – не скажешь, судя по архитектуре
Больше всего меня впечатлил уровень подготовки французских студентов, их настрой на получение максимального количества знаний. Никакого стремления как-нибудь проскочить на халяву – только желание получить от специалистов как можно больше! Они не просят отпустить с последней пары – они отслеживают, чтобы преподаватель, который закончил занятие раньше, в следующий раз отпустил их на это же время позже.
Многие преподаватели, кстати, заняты в Школе по совместительству, а по специальности работают в крупных компаниях – они рассказывали, как и что происходит на производстве. Это безумно интересно: понимать, для чего ты все это учишь, а не скучать над задачками 60-х годов.
Пара длится 120 минут, в день бывает по две пары до обеда и после. Опаздывать нельзя, пропускать тоже: прогуливая лабораторную, ты получаешь за нее 0 баллов. Система оценок 20-балльная.
Раз в два месяца у студентов сессия. Перед ней устраиваются недельные «каникулы», а потом следует неделя экзаменов, которые проходят каждый день. Разных вариантов и билетов нет: весь поток рассаживается по аудиториям и пишет экзамен по механике сплошной среды. Списать невозможно – выгонят, в каждой аудитории находятся три независимых «надсмотрщика». Вопросы заранее не даются, условия максимально приближены к условиям работы: выдаются книги, методички, справочники и задание, не похожее на все пройденные. Жесткие требования по оформлению: никаких зачеркиваний в черновиках (иначе работу даже не проверяют), ответ обязательно нужно обвести в рамочку по линеечке, иначе из 20 баллов ставят максимум 7, каким бы правильным не было решение. Оценки за экзамены становятся известны через полтора месяца.
Все предметы – обязательные и дополнительные – разделены на блоки. Набрать надо определенное количество баллов за блок. Каждый раздел у тебя должен быть зачтен, минимум – 10 баллов, но желательно – от 13 до 17. Итоговый балл за предмет складывается из оценок на семинарах и лабораторных, посещения лекций
и оценки за экзамен.
Каждый четверг полдня у нас было посвящено спорту. Можно было попробовать много спортивных «активностей» – начиная со спусков в пещеры и заканчивая катанием на яхтах или регби.
В отличие от большинства вузов Франции, сюда поступают на конкурсной основе
Огромный плюс Школы – ты сам себе ищешь практику: выбираешь любое предприятие, устраиваешься туда на стажировку, работаешь, потом защищаешь отчет. Кстати, у нас был отдельный предмет – поиск работы: мы изучали, как поставить себя на рынке труда, каковы требования этикета (например, у вас должен быть приличный автоответчик, а родные должны быть предупреждены, что вам могут звонить по работе).
В Высшей инженерной школе очень большой конкурс, а диплом гарантирует выпускнику минимальную зарплату, меньше которой работодатели не имеют права ему платить. Туда идут дети из очень благополучных семей, так что среди студентов есть такие, что и здороваться не будут с иностранцем. Или представьте себе студента, который ходит только в идеально выглаженных рубашках, а после каникул рассказывает, как отдыхал с родителями в фамильном доме в Нормандии, и однажды в гостях им подали на аперитив – о ужас! – сидр (возмутительно, правда?).
Нас, иностранцев, в Школе было не так мало – в каждой группе по два-три человека (ребята из Бразилии, Бельгии, Испании, Китая), но все равно приходилось тяжело. В чужой стране очень важно быть общительным, приветливым, потому что это помогает налаживать контакт с местными. Почаще улыбаться, пореже конфликтовать, побольше требовать с себя, поменьше претензий предъявлять окружающим. Надо настроиться на то, что навстречу тебе идти никто не собирается, никто не будет делать скидок потому, что ты иностранец. И надо быть готовым к тому, что ты туда едешь работать. Основное – это трудиться с утра до вечера. Общением с друзьями и родными приходится жертвовать ради диплома и перспектив.
Елена, Oxford Brookes University, Великобритания
Первый раз я поехала в Англию в 2002 году, когда закончила 2-й курс и поняла, что пора подтянуть свой английский. Поездка для меня была возможностью окунуться в англоговорящую среду. Конечно, месяц пролетел очень быстро, и свободно говорить я не научилась. Но тогда я поняла, что хочу не просто хорошо владеть языком, а продолжать учиться именно там, в Англии. Так я ездила на летних каникулах каждый год до окончания университета и параллельно узнавала, что мне нужно для поступления. Я решила поступать в Oxford Brookes University, продолжив учебу по программе Msc in International Management (Магистратура международного менеджмента). Хочу сказать, у меня был потрясающий курс, замечательные люди из разных стран, что дало возможность изучать разные культуры и менталитет.
Конечно, было много страхов, несмотря на то, что я неплохо знала язык (в Петербурге же меня никто не учил выступать на английском перед огромной аудиторией!), а еще были надежды на новых друзей и новые интересы. Началась учеба, и все оказалось совсем не так, как ожидалось. Страх не понять преподавателей и однокурсников прошел быстро: в первую же неделю наш курс отвезли за город на выходные, где нам дали возможность поближе познакомиться.
Каждый день в университете приносил много впечатлений: от лекций, преподавателей, подхода к обучению. Все выходные были расписаны: у нас
проводились различные занятия в группах, так называемые team work, после которых мы делали презентации. В России на лекциях мы в основном писали много-много «чрезвычайно важного», а на сессиях сдавали экзамены по тетрадкам. В Англии все не так. Мы приходили на лекции и получали распечатанный раздаточный материал, где могли сделать какие-то пометки для себя, но никогда не старались записать слово в слово за лектором. В конце распечатки – список литературы по теме: каждую неделю ты набираешь в библиотеке книг, и чем больше прочитаешь, тем лучше узнаешь предмет. При этом нет безумного количества лекций, расписание очень удобное – всегда можно найти время для библиотеки или чтения. Обучение построено на самодисциплине и самообразовании, при этом всегда можно обсудить что-то непонятное с преподавателем. Практические занятия подразумевают работу в небольших группах и индивидуально.
Oxford Brookes University единственный из современных британских вузов получил отличную оценку за качество преподавания 24 предметов
Экзамены у нас были письменные, по несколько часов, когда пишешь развернутые ответы на вопросы и свои соображения. Это еще одна трудность при учебе за границей: нужно очень хорошо владеть письменным английским, рассуждать на бумаге, писать курсовые работы на базе проделанного исследования. К курсовым подходят очень серьезно, со списыванием, которое в России в порядке вещей, там борются, могут даже отчислить за плагиат. Все работы сканируются, и если компьютер обнаружит совпадение фраз без указания на автора – это сразу провал.
Больше всего меня впечатлила работа над диссертацией. Это был потрясающий опыт,
целый проект, который включает в себя огромную подготовительную работу и исследования, интересные знакомства, ну и ночи за учебой, конечно.
Ольга, Pforzheim University, Германия
Я училась в Pforzheim University – это университет в маленьком немецком городе Пфорцхайме. Особого выбора у меня тогда не было, я поехала по программе обмена, которую организовывал Новосибирский университет. Студенты с экономического факультета обычно ездят по этой программе. Можно было выбрать какое-нибудь направление, а можно просто предметы. Я взяла направление «Международный бизнес». В Новосибирском университете моя специальность называлась «Управление
на предприятии», но если честно, по специальности было от силы два предмета. Зато хорошо преподавали английский язык.
Наверное, мне всегда хотелось поехать за границу. Я думала начать учиться в магистратуре. Сложно сказать, чего я ожидала. Привлекло то, что после обучения можно было проходить стажировку на предприятии. Я работала в «Дойч Телеком», и это был для меня замечательный опыт – обучение трудолюбию.
В университете, пожалуй, не было ничего сверхъестественного. Меня удивил свободный доступ к учебной информации онлайн – есть кабинет, в котором стоят компьютеры, можно спокойно заниматься, если нет возможности подключиться к Интернету дома. Также на сайте выкладывалось расписание, список литературы и все лекции – даже вместе со слайдами в Power Point. По этим «выжимкам» было удобно
готовиться к сессии.
Городок Пфорцхайм основали еще римляне. Хорошая преемственность
Все экзамены были письменные – не спасет «подвешенный язык» или хорошие отношения с преподавателем. Время кончилось – экзаменационные листы собирают, и ты не можешь уже ничего дописать. Вопросы объемные, и надо быть очень хорошо подготовленным, чтобы ответить на все.
Иногда мы учились по субботам – в эти дни шел какой-нибудь маленький курс. Он мог длиться целый учебный день с девяти утра до шести вечера. Если пройти три таких курса, это засчитывается как один семестровый предмет. Я брала курс «Аутсорсинг».
В этих субботних занятиях, пожалуй, и было главное отличие, в остальном форма обучения в Германии близка к российской (по крайней мере, так было в нашем университете). Но там совершенно другое отношение к учебе – в России никто не стал бы сидеть в универе всю субботу. Немецкие студенты очень ответственно ко всему подходят, очень трудолюбивы – могут целыми днями корпеть над книгами.
В такой библиотеке действительно можно сидеть целый день…
Конечно, вначале было трудно учиться на другом языке, я боялась не сдать экзамены – мало того, что надо писать быстро, так еще и по-немецки, и чтобы понятно было! С высоты сегодняшнего опыта я бы посоветовала самой себе быть более общительной, не замыкаться – это в самом деле помогает.
Не могу сказать, изменилось ли мое отношение к учебе за границей. В любом случае надо делать выбор: либо ты остаешься в привычной для тебя среде, с любимыми людьми, либо идешь навстречу приключениям, новым впечатлениям и перспективам. Не приобрести ли такой опыт, не попробовать ли? Я пока нахожусь в раздумьях.