Депрессия в карантин: кто виноват и что делать?
– С точки зрения нейрофизиологии, полная самоизоляция создает искусственные условия для обострения существующих и возникновения новых аффективных расстройств, это касается как депрессивного, так и тревожного расстройства. Активность работы зон головного мозга в период самоизоляции подавлена из-за отсутствия адекватной стимуляции зрительной системы. Подавляется активность так называемой системы «объектного зрения», функцией которой является анализ цвета (главным образом, красного, желтого и зеленого цветов), текстуры и распознавание мелких предметов и их деталей. Снижается активность системы, отвечающей за «пространственное зрение», которое обеспечивает оценку динамических изменений в изображении. В условиях комнаты или квартиры, то есть несменяемого пейзажа, зоны мозга «засыпают». Это может способствовать возникновению зоны «патологической доминаты», которая собирает и обрабатывает только негативную информацию, и вся активность мозга будет направлена на обработку именно той информации, которая больше всего волнует на данный момент. Подобные условия будут способствовать формированию аффективных расстройств.
– А шизофрению самоизоляция спровоцировать может?
– Нет, не может. А вот вызвать обострение уже существующей болезни – вполне. Опасность полной самоизоляции состоит еще и в том, что создаются условия для возникновения агрессии против того, кто находится рядом.
– Что мы можем сделать, чтобы на карантине чувствовать себя лучше?
– Людям с аффективными расстройствами (да и вообще всем) рекомендуют ежедневные прогулки и выезды на природу, но в период карантина выход на улицу ограничен. Посоветовать можно следующее:
1. Смотрите видео о природе, лучше на большом экране: пейзажи, животный мир – чем больше, тем лучше. Минимум 15 минут в день. Очень важно, если просмотр будет не пассивным, а с выполнением определенной задачи, например поиск или счет объектов. Задача должна быть сформулирована до просмотра.
2. Собирайте пазлы, решайте головоломки, собирайте вместе с детьми конструктор – все это способствует сочетанию работы мозга с мелкой моторикой.
3. Занимайтесь гимнастикой 2- 3 раза в неделю.
4. Постарайтесь выбирать одежду красочных, но чистых тонов, близких к природным, даже домашнюю.
5. Сократите количество черного и темного-серого цветов в дизайне помещений.
6. Готовьте и выбирайте для приготовления яркие фрукты и овощи.
В двух словах, делайте все, чтобы активировать работу головного мозга в домашних условиях, т.к. сам по себе мозг достаточно ленивая структура! Хотя я за то, чтобы люди, соблюдая все меры предосторожности, тем не менее, ездили гулять на природу или хотя бы ходили по городу в безлюдных, хорошо проветриваемых местах. Если есть такая возможность, жили на даче или в деревне.
– Как справиться с паникой, которая возникает из-за новостей о коронавирусе? Некоторые специально выключают новости. Это правильный метод?
– Абсолютно правильный! Эта информация не оказывает позитивного влияния, а может только ухудшить настроение. Узнала от коллег-психиатров, что появился даже новый вариант психических нарушений «коронофобия». Поэтому советовала бы наоборот смотреть и изучать только позитивную информацию.
– Действительно ли плохое настроение «подрывает» иммунитет?
– На иммунитет влияет целая совокупность факторов. Систематическое «негативное настроение» относится к сопутствующим. Но даже постоянное такое состояние не может влиять на возникновение патологического процесса. Для его возникновения необходимы наличие инфекционного агента и восприимчивого организма. Но вот условия самоизоляции могут повлиять на восприимчивость организма. И при длительном сроке, организм становится более восприимчивым к любой инфекции, и с выходом на улицу вероятность запуска инфекционного процесса возрастет.
– Теперь о депрессии в целом. Скажите, это болезнь?
– Депрессия представляет собой одно из наиболее распространенных психических расстройств. По МКБ-10 (прим.ред. – Международная классификация болезней) депрессия относится к группе аффективных расстройств – т.е. расстройств настроения. Депрессия оказывает крайне негативное влияние на все стороны жизни пациентов и нередко их ближайших родственников. Пациенты теряют интерес к окружающему миру. Симптомы депрессии делятся на две группы. Основные: подавленное настроение или тоска; снижение интересов или утрата чувства удовольствия от той деятельности, которая раньше давала положительные эмоции; снижение энергии и повышенная утомляемость. Дополнительные: снижение способности к концентрации внимания; заниженная самооценка и отсутствие уверенности в себе; идеи вины и самоуничижения; мрачное пессимистическое видение будущего; суицидальные мысли или действия; нарушения сна; нарушения аппетита.
– Что происходит в мозге человека при депрессии?
– Развитие когнитивной дисфункции при депрессии имеет как психологические, так и биологические (нейрохимические, морфологические, патофизиологические) предпосылки. Когнитивные трудности у пациентов с депрессией могут быть связаны с негативным влиянием эмоционального состояния, вызывающего нарушение избирательности внимания. Так, пациент с депрессией может быть всецело поглощен своим эмоциональным переживанием, которое довлеет над ним, занимая в его мыслях центральное положение, в то время как восприятие, обработка, анализ и запоминание иной информации, не относящейся к содержанию эмоциональных переживаний пациента, закономерно нарушаются. По некоторым наблюдениям, элементы когнитивных расстройств, когда пациент замечает и запоминает только негативную информацию, поэтому склонен к формированию депрессивных реакций, отмечаются у клинически здоровых (то есть без депрессии) лиц, но генетически предрасположенных к аффективному расстройству, что также при определенных условиях может служить причиной возникновения депрессии.
Депрессия сопровождается снижением синтеза и активности церебральных нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, дофамина), что считается на сегодняшний день ключевым нейрохимическим механизмом формирования эмоциональных нарушений.
– А тревожные расстройства?
– Что касается тревожных расстройств, они также относятся к группе аффективных расстройств, т.е. расстройств настроения. Пациенты предъявляют жалобы на чувство страха и тревоги, внутреннего беспокойства. Они практически постоянно пребывают в ожидании неприятностей, грядущей беды. В тяжелых случаях отмечается двигательное беспокойство и чувство тревоги сменяется панической атакой.
С точки нейрофизиологии зрительной системы, при аффективных и некоторых других психических расстройствах у пациентов наблюдается следующие нарушения: для этих пациентов контуры объектов и буквы воспринимаются размытыми, отмечается быстрое цветовое утомление, нарушение цветового зрения при условии отсутствия патологии со стороны органа зрения. Такие пациенты часто стремятся ограничить воздействие «цветовых раздражителей». С одной стороны, возникает стремление носить одежду черных и темно серых и мрачных цветов, а с другой, желание затемнить помещение, в котором они находятся и не выходить на улицу, особенно в яркий солнечный день, в тяжелых случаях вплоть до постоянного пребывания в помещении. Также нарушается восприятие эмоций других людей из-за невозможности четко видеть детали человеческого лица.
– Все эти изменения можно увидеть с помощью каких-нибудь устройств?
– Для оценки когнитивных нарушений у пациентов с психоневрологической патологией давно применяется метод когнитивных зрительных вызванных потенциалов – оценка электрической активности головного мозга во время выполнения пациентом определенной задачи. На основе этого метода нами (прим.ред. – сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова) был разработан и опробован в клинике более тонкий метод исследования. Стимулы в нашей работе были представлены монохромными контурными изображениями объектов живой и неживой природы в оттенках серого. Из этого набора путем цифровой фильтрации было получено текстовые изображения, половина из которых содержала низкочастотную часть спектра пространственных частот, половина — высокочастотную. Фильтрация осуществлялась путем свертки изображений с DoG-функцией (сокр. от Difference of Gaussians), представляющей собой разность двух двумерных функций Гаусса с различной полушириной. Для выделения высоких пространственных частот использовался фильтр с максимальным значением пропускания на частоте 10 цикл/град, низких частот - 1 цикл/град. В задачу пациента входило как можно быстрее нажать на кнопку мыши: на левую, когда видит объект живой природы, и на правую, когда объект неживой природы.
Использовалась сравнительная оценка амплитуд компонентов вызванных потенциалов при восприятии изображений предметов, которые были подвергнуты цифровой фильтрации для выделения частотных диапазонов, обеспечивающих избирательное воздействие на систему «объектного» и «пространственного» зрения. Для регистрации зрительных вызванных потенциалов мы используем энцефалограф “Мицар-ЭЭГ-202” и программу WinEEG. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) производим с помощью электроэнцефалографической шапочки Electrocap с 19-ю электродами, расположенными на поверхности головы в соответствии с международной системой 10-20 в отведениях Fp1; Fp2; F7; F3; Fz; F4; F8; T3; C3; Cz; C4 T4; T5; P3; Pz; P4; T6; O1; O2. Референтные электроды располагаются на мочках ушей, а заземляющий электрод – в лобной области. В дальнейшем запись ЭЭГ обрабатывается, усредняется, выводятся вызванные потенциалы. Оценивается латентность и амплитуда компонентов.
– А простыми словами?
– Если говорить простыми словами, мы даем пациенту определенную задачу, одновременно предъявляем стимулы и регистрируем ответы головного мозга и вероятность правильных ответов самих пациентов. У пациентов с депрессивным расстройством на ранних стадиях наблюдаются нарушения обработки зрительной информации на ранних ее этапах: первичное восприятие и первичная классификация стимулов. Это обусловлено запуском механизма сильного стресса, который возникает у пациентов в ответ на выполнение даже самой простой когнитивной задачи.
– Есть ли у депрессии «возраст»? Может быть, молодое поколение чаще подвержено заболеванию?
– Депрессивное расстройство, если оно не является сопутствующим при других болезнях, чаще проявляется в трудоспособном возрасте. В последнее время наблюдается часто у молодых людей. И на взгляд врачей и клинических нейрофизиологов, существенную роль в возникновении депрессии у подростков и молодых людей, играет игровая и сетевая зависимость.
– А как именно интернет и игры негативно влияют?
– Эта проблема обычно затрагивает преимущественно подростков и людей в возрасте до 35 лет, но иногда встречается и после 50 лет. Вероятность пострадать от данного заболевания есть у всех, кто посвящает играм и интернет-развлечениям более 2-4 часов в день. Психологическая зависимость от компьютера проявляется в том, что человек перестает уделять внимание социальному общению, собственному развитию, не интересуется романтическими и дружескими отношениями. Все, что ему важно – пройти новый уровень, стать лучшим в игре, заработать виртуальные бонусы. Этому способствуют комфортная, чаще домашняя обстановка при игре. Происходит выброс эндорфинов. При игре их стимуляция требует гораздо меньше напряжения, чем при физической активности. Даже для прогулок на природе требуется хотя бы выйти на улицу. Ожидание награды и достижение цели в игре также сопровождаются выбросом дофамина и серотонина. Формируется не просто «патологическая доминанта», а доминанта, подкрепленная «выбросом гормонов счастья».
– Можно ли обезопасить себя от депрессии?
Для профилактики желательно соблюдать следующие условия: сбалансированное питание, соблюдение режима сна и бодрствования, достаточные активные прогулки на свежем воздухе (ходьба, бег, езда на велосипеде), регулярная физическая активность, ограничение пребывания в компьютерных играх и в сети, время для хобби, внимание к своим собственным нуждам и желаниям, возможность периодически путешествовать и умение радоваться мелочам.
Общество
Яна Титоренко