Ты – автор. Ты придумал историю и
выпустил ее в мир. Твои персонажи кочуют по читательским умам, как цыгане по
вокзалам. Возможно, прямо сейчас какой-то подросток, закрывшись в комнате от
родителей, жадно глотает те строчки, что ты написал. Или твой бывший учитель
литературы скептически отмечает в рассказе очередное неточное слово и мысленно
ставит четыре… с минусом. Или пожилая женщина, уже было решив бросить чтение,
вдруг узнает в чертах героя своего сына и продолжает читать. Ты – автор. Ты –
мастер перевоплощений! Но каков твой выбор из бесконечной череды масок? И есть
ли он, этот выбор?
И вот здесь мы подходим к важному
вопросу. Может ли писатель в своих произведениях выйти за рамки собственной
личности, характера, накопленного опыта и пережитых эмоций? И если не может, то
почему? А если может, то в какую сторону он предпочитает «выходить»? Очевидно,
что если бы писатели ограничивались сугубо личной жизнью, все бы строчили
мемуары и никогда бы не получил развития жанр фантастики. И мы бы не узнали,
куда может завести Фродо кольцо Всевластия, чем заканчиваются попытки
«высокоразвитых» землян облагодетельствовать другие планеты или умных потомков
подкрутить гайки в «глупом» прошлом, и каков итог ста лет одиночества. Но в то
же время – даже помещенные будь то в сказочные, космические или
сюрреалистические декорации, персонажи все равно втянуты в узнаваемые
противоборства: дружбы и предательства, любви и ненависти, открытости и
замкнутости, войны и мира, личного и общественного. И если писатель может
создать соответствующий антураж хорошо проштудировав первоисточники, то
показать острый конфликт, вдохнуть в героев «жизнь» можно только «по образу и
подобию». И это закономерно. Чтобы передать картинку, обстановку места действия,
достаточно ее увидеть, пусть даже прочитав описание или воссоздав его в уме. Но
чтобы передать эмоции, на которых и строится восприятие конфликта читателем, ее
надо прожить, прочувствовать.
Недаром писатель-философ Герман Гессе в романе
«Нарцисс и Гольдмунд» вкладывает такие слова в уста героя, беспутного бродяги и
талантливого скульптора:
«Тогда я кинулся в другую сторону
жизни, в чувственность, и женщины помогали мне находить в ней наслаждение, они
так покорны и падки на ласку. Однако я вовсе не хочу отзываться о них
презрительно, как и о чувственных наслаждениях, они часто доставляли мне
счастье. Но мне выпало и другое счастье – узнать, что чувственное поддается
одухотворению. Из этого возникает искусство.»
Выходит, эмоции писателя и любого
творческого человека – не только «оживляют» текст, но и вообще являются мощной
движущей силой для творчества. Однако творчество не всегда перерастает в
искусство. Нам всем знакомы подростковые стихи про любовь, написанные на резких
эмоциональных подъемах или спадах, но это не делает их шедеврами.
Что же в алхимической печи
страстей мешает переплавить эмоции в произведения искусства? Опустим те случаи,
когда нет таланта к писательству. Предположим, он есть. Предположим даже, что
автор, не боясь испортить дурными советами свою врожденную гениальность, прочел
пару-тройку книг по литературоведению и знает, как строить сюжет и создавать персонажей.
Но это еще не все! Важен, к примеру, опыт. Опять-таки, эмоциональный опыт
переживания тех или иных жизненных ситуаций – когда перегорело, перекипело,
сделаны выводы и закрыта страница. Тогда эмоция получается зрелой и есть, что
сказать читателю. Иначе читатель получает бурлящий коктейль и останется в
расстроенных чувствах и перед разбитым горшком, куда его и посадил автор своей недопрожитой
эмоцией. Например, закупоренные в детстве страхи выливаются в натуралистичные
описания и смакования деталей болезней, убийств, извращенного секса и вообще
любых отклонений от того, что считается нормой. Это, кстати, защитная реакция
психики: она пытается подготовить человека к тем опасностям, которые он ожидает
от мира. Готовит, конечно, не очень эффективно, но как может – в игровом
пространстве, которое отвел для нее не отдающий отчета в своих страхах
писатель, а за ним в это игровое пространство попадает и читатель.
Поэтому так важна писательская
честность. В первую очередь – по отношению к себе. К этому абзацу пора
признать: какие бы вселенские конфликты писатели ни затрагивали, пишут они про
себя, даже если кажется, что речь идет про родственников, соседей, бывшего
любовника или президента. Так уж устроено человеческое сознание: испокон веков
одни люди сочиняли истории, другие слушали, но обе стороны видели в роли
главных героев себя.
Такое отождествление имеет свои
плюсы и минусы. Да, писатель может острее передать и ситуацию, и характер –
ведь он пережил это сам! Но одновременно, проводя полную аналогию между собой и
персонажем, писатели передают ему представление о себе и о своей жизни,
которое, во-первых, не всегда бывает достоверным (людям свойственны иллюзии!),
а, во-вторых, затрагивает какие-то пласты из реальной жизни, которые для
данного персонажа не важны, но писатели считают их забавными и лепят на всякий
случай, вдруг пригодится.
Чтобы понять наиболее распространенные
сбои в таком отождествлении, обратимся к психологии. Это хорошо иллюстрирует
эпизод из фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже». Писатель попадает в прошлое, и
по стечению обстоятельств его рукопись оказывается в руках Хемингуэя. Мастер
хвалит роман, но предлагает кое-какие изменения в сюжете: он не верит, что
главный герой не видит, как у его невесты развивается роман прямо у него на
глазах. Писатель ошарашен, он бормочет под нос: «Это отрицание» и, взяв под
мышку рукопись, уходит, не прощаясь. Вот такие «отрицания» белыми пятнами
ложатся на сюжет романа, когда читатель говорит: «Не верю!», а автор не
замечает сбоя в логике развития событий – просто потому, что в собственной
жизни он не хочет сталкиваться с какими-то болезненными ситуациями и объясняет
их себе абсурдными доводами или вовсе не видит.
Из этой же серии – разноголосица в
поведении персонажей и его трактовки автором, а также неоправданная любовь
автора к своим персонажам. Типичный популярный сценарий, демонстрирующий
подобный сбой – ничего не представляющая собой девушка вдруг становится
желанной для всех мужчин города/королевства/планеты – это и известный фильм
«Красотка», и нашумевшие «Пятьдесят оттенков серого», и бесчисленные
фэнтези-романы о попаданцах. С одной стороны, это можно трактовать как мечту,
но когда мечта сама плывет в руки зазнавшемуся лентяю или лентяйке – в этом
есть что-то несправедливое, не находите? Как бы ни превозносил автор
нелицеприятные поступки персонажа или его бездействие (ассоциируя персонажа с
собой и таким образом оправдывая себя), толковый читатель эту фальшь заметит и
книгу отложит. К сожалению, при высоком художественном исполнении подобные
книги могут и привлечь читателей – тех, кто захочет так же оправдать себя – но
это скорее удобный массовый побег от реальности, чем доказательство уровня
произведения. Такому социуму пора задуматься о терапии…
Все эти размышления приводят к
выводу: книга – это способ автора поговорить с миром, и автор ничего больше не
может предложить миру, кроме самого себя – выставляя на публику все, что он, возможно,
хотел от других неосознанно скрыть. Или приукрасить. Или объяснить по-другому.
Или вовсе вычеркнуть из жизни.
И снова возвращаемся к честности. Хороший автор
– это честный автор. И раз уж писателям суждено в своих произведениях
открываться, то лучше это делать до конца.
И тут психология снова обращается к приемам литературы. В своей книге
«Как написать гениальный роман» Джеймс Фрэй советовал при работе над
персонажами задавать им вопросы и прислушиваться к ответу. Тогда главные герои становятся
писательской совестью – и Фрэй был прав: если их внимательно слушать, можно
узнать много интересного. Они начинают выбирать свой собственный путь – в обход
авторского эгоистичного произвола. «Метания души» вычеркиваются и заменяются настоящими
поступками, а отстраненные философствования о смысле жизни превращаются в
откровенную беседу с читателем. Я верю, что персонажи, если дать им слово,
могут сделать автора лучше. И творение, обретя собственную жизнь, в конце
концов чему-то да научит творцов.