я могу идти против ветра
Счастье – это не станция назначения, а способ путешествия
Екатерина Гавриш
Все записи
текст

В гости к моржам

В июле и августе 2013 года мне повезло участвовать в экспедиции на арктический остров Вайгач, которую организовал Совет по морским млекопитающим при поддержке Российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). Ученые запланировали произвести учет моржей, взять биопробы и поставить спутниковые метки, а по пути вести наблюдения животных и птиц. Путешествие получилось запоминающимся…
В гости к моржам
На оконечности мыса Лямчин Нос. У моржа берут биопробу (фото: Совет по морским млекопитающим/Варвара Семенова)

Морж – один из самых уязвимых и малоизученных видов морских млекопитающих, живущих в юго-восточной части Баренцева моря. Сегодня недалеко от мест его обитания разрабатывают крупнейшие месторождения углеводородов, а изменения климата нещадно уменьшают площадь льдов.

Каждое лето специалистам, изучающим моржа, приходится проделывать очень непростой путь, чтобы добраться до своих подопечных. Об атлантическом подвиде, входящем в Красную книгу России, до сих пор известно немного: есть лишь некоторые данные, собранные в ходе нескольких экспедиций или переданные местными жителями. Точной информации о его численности и местах обитания нет.  


Вид на остров с Сосновецкого маяка (фото: Екатерина Гавриш). 

Из Архангельска мы вышли на парусной яхте «Валькирия». Прямо по курсу – река Двина, а потом и Белое море. На борту трое яхтсменов и четверо ученых. 

Наш первый причал за Полярным кругом - остров Сосновец. Здесь живут всего четыре человека: трое сотрудников метеостанции и смотритель маяка.

Рядом с островом Сосновец, в Горле Белого моря, мы встретили лахтака – морского зайца: «Я тут рыбу чищу, а он все лезет и лезет, окаянный», – прокомментировала эту встречу сотрудница Сосновецкой метеостанции.


Екатерина Гавриш (фото: Мирослав Бабушкин). 


Парусная яхта "Валькирия" (фото: Екатерина Гавриш). 


Капитан яхты Константин Швец (фото: Екатерина Гавриш). 

После посещения острова мы взяли курс «строго на север». Ночью запланировали огибать мыс Канин Нос на выходе из Белого моря в Баренцево. На траверзе мыса Канин Нос нас встретил 20-метровый северо-восточный ветер. Трое суток мы пробирались к острову Колгуев, но яхту упорно сносило на юго-запад. 

Все стояли вахты по 4 часа через 8, и получалось, что один день превращается в два, а иногда и в три. Эффект дополняло то, что ночью здесь так же светло, как в середине дня. Команда укачалась, все ждали, когда перестанет штормить. 

На четвертые сутки, в 3 часа ночи, мы впервые увидели солнце. Погода исправлялась, и все потихоньку начали выходить на палубу. Плохой новостью стало то, что на яхте во время шторма вышел из строя двигатель, и починить его не удавалось.

Капитан яхты и руководитель экспедиции приняли решение пересадить часть людей на научное судно «Профессор Владимир Кузнецов», идущее на остров Вайгач. Другой части экспедиции предстоял путь в Архангельск под парусами. Экспедиция полным составом.

Швартовка к научному судну. Дальше, на Вайгач, отправляются координатор программ Варвара Семенова и Мирослав Бабушкин, им предстоит самое главное: произвести учет моржей и поставить метки. 


Береговое лежбище моржей (фото: Совет по морским млекопитающим/Варвара Семенова) 


Морж (фото: Мирослав Бабушкин). 


Экспедиция полным составом (фото: Екатерина Гавриш). 

Когда мы вошли в Белое море, ветер почти сразу стих. Следующие три дня яхта дрейфовала по течению. Течение здесь меняется два раза за сутки ровно в противоположном направлении, поэтому судно стояло практически на одном месте. За это время мы увидели небольшого кита, белух, тюленей и разнообразных птиц.

На четвертый день, недалеко от уже знакомого острова Сосновец, мы заметили корабль, стоящий на якоре. Запросили по рации, можно ли зарядить от него аккумуляторы, – еще немного, и все судовые приборы перестали бы работать. Пять минут прошли в тишине, и из динамика донеслось: «Добро на подход!» 
На яхте началась радостная суета, а уже через полчаса мы подходили к борту военного спасательного судна «Михаил Рудницкий». 
С палубы нас поймали за верхушку мачты. Тут же на борт спустили удлинители, по трапам стали карабкаться любопытные моряки, а старпом Михалыч отправил к нам судового механика. 
…Нас накормили в судовой столовой, починили мотор, провели экскурсию по кораблю и даже подарили огромную коробку печенья и электроплитку. А уже через несколько часов мы летели со скоростью 8 узлов (16 километров в час) в сторону архангельского порта. 
Вернувшись в Архангельск, мы узнали, что Варвара и Мирослав уже успели поставить первые метки на Вайгаче.
 …На западе острова нашим экспертам удалось обнаружить самое крупное береговое лежбище моржей за всю историю наблюдений в российской части его ареала. На двух расположенных поблизости лежбищах на оконечности мыса Лямчин Нос ученые наблюдали от 600 до 1,4 тысячи голов.  У 30 моржей были взяты биопробы, а шесть животных пометили спутниковыми метками. Теперь, в течение нескольких месяцев, пока держатся метки, ученые смогут наблюдать за миграцией ластоногих со своих рабочих мест.  
В следующем году специалистам снова придется преодолеть немало сложностей, чтобы побывать в гостях у моржей. Помимо Вайгача, они планируют провести работы на территории национального парка «Русская Арктика» – на северной оконечности Новой Земли и на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK