Во фрагменте «Истории», опубликованной около 450 года до нашей эры, древнегреческий историк писал о своей поездке в Египет и
описывал тип грузового судна, называемого барисом. Согласно нарисованному им изображению, оно было построено в стиле кирпичной кладки, обшито и имело руль, который проходил через отверстие в днище судна. Описание этой системы рулевого управления встречалось в записях периода Фараонов, но археологи никогда не находили похожих лодок.
Хотя найденное судно находилось в воде не менее 2000 лет, его сохранность оказалась исключительной. Археологам удалось изучить 70 процентов корпуса и найти несколько элементов, которые описаны в записях Геродота. Стыки обшивки корабля расположены в шахматном порядке, обшивка сделана поперек из кольев, длина которых достигает почти двух метров. Эти шипы соответствуют длинным и близко расположенным кольям из записей Геродота. Еще историк упоминал киль, и у найденного корабля он тоже есть, в два раза толще основного днища и выступает внутри корпуса.
И, конечно же, есть руль, который пропущен через два отверстия в корме. Расположенные одна перед другой, эти отверстия делали удобным управление даже загруженным кораблем. Но есть и некоторые несоответствия — судно, которое описывает Геродот, имело более короткие колья, действующие как ребра и скрепляющие доски корпуса. Но там, где у судна Геродота не было укрепляющих фрагментов, а у найденного судна их было несколько. Но это можно объяснить различием в размерах.
«Судно, описанное Геродотом, никогда раньше археологам не встречалось, — сказал Робинсон. — Но мы обнаружили конструкцию, которая практически полностью совпадает с записями историка».
Фото: Christoph Gerigk/Franck Goddio/Hilti Foundation